Исключать введение санкций против отечественной авиационной отрасли нельзя. Это могут быть как общие санкции, например, запрет на предоставление заёмных средств российским компаниям, ограничение на покупку их продукции, введение заградительных пошлин и так далее. Так и санкции в производственной сфере: отказ в поставке комплектующих и различных технологий, отказ в поставках оборудования, отказ в сертификации и тому подобное. Несомненно, санкции против отечественного авиапрома могут негативно сказаться на нём, ухудшить финансовое положение, причинить ущерб имиджу. Но главное, может сократиться выпуск различной продукции, так как многие воздушные суда в России выпускаются в кооперации с иностранными партнёрами и/или с использованием иностранных компонентов или на иностранном оборудовании.
Частичная замена узлов, деталей и оборудования возможна, однако на то, чтобы полностью всё заменить, потребуется много времени. Проблема в том, что вряд ли другие страны нам помогут, в первую очередь, из-за опасения введения санкций в отношении них. Кроме того, конкуренцию никто не отменял, и проблемы отечественного авиапрома позволяют воздушному транспорту этих стран увеличить свою долю как на мировом, так и на нашем рынке. К тому же, даже если какие-либо страны захотят помочь России, то не факт, что их узлы подойдут для нашей авиатехники и будут обладать рабочим ресурсом сравнимым с теми компонентами, что выпускают лучшие мировые компании. А если и подойдут, то на замену, сертификацию и лицензирование могут уйти годы.
В случае если решение о санкциях всё же будет принято, то не исключено, что отечественным компаниям придётся обращаться к властям стран, которые введут санкции, чтобы получить разрешения на поставку всего необходимого. Возможное введение санкций в отношении отечественного авиапрома может значительно ухудшить ситуацию в отрасли.
Баранов Дмитрий
УК «Финам Менеджмент»