Ретейл
Мы сохраняем достаточно оптимистичный взгляд на способность ведущих продовольственных ретейлеров в сегменте масс-маркета справиться с текущими сложностями; лучшие игроки сектора могут стать защитной гаванью для инвестора. Укрепление рубля и сокращение процентной ставки должны ослабить давление на расходы и поставки. Вместе с тем потребительский спрос продолжит оставаться слабым. Непродовольственные ретейлеры под большим риском, но лидирующие нишевые игроки, такие как Детский мир, более защищены и могут выиграть из-за замедления роста чистых игроков онлайн-торговли. Наш фаворит в секторе — по-прежнему Магнит в связи с его позицией на рынке и меньшими правовыми рисками в сопоставлении с X5 Group.
Катализаторы: возобновление дивидендных выплат; социальная поддержка со стороны государства.
Риски: перебои в поставках; рост регуляторного давления.
Слабый спрос — ключевой риск, но продовольственные ретейлеры массмаркета менее ему подвержены. Последние макроэкономические данные указывают на существенный спад розничных продаж в апреле (10% г/г), что отражает неуверенность потребителя в доходах и меньшее желание тратить. Потребители ведут себя более осторожно и откладывают некоторые покупки. Сокращение спроса различается в зависимости от сегмента: так, товары длительного пользования и одежда пострадали больше всего в связи с уходом некоторых глобальных игроков с российского рынка. С другой стороны, более устойчиво выглядят продовольственные ретейлеры, в особенности в сегменте масс-маркета, такие как дискаунтеры, «жесткие» дискаунтеры, а также гипермаркеты. Они могут выиграть, предлагая самые низкие цены, в то время как покупатели меняют привычки, покупая более дешевые товары. Меры социальной поддержки (повышение пенсий, МРОТ) должны оказать поддержку потребительскому спросу, и, с нашей точки зрения, в результате наиболее выиграют продовольственные ретейлеры в сегменте масс-маркета.
Перебои в поставках — один из основных краткосрочных рисков. Эти риски менее существенны для продовольственных ретейлеров, в основном работающих с российскими поставщиками: доля прямого импорта в их продажах сравнительно невелика. Вместе с тем некоторое негативное воздействие неизбежно: многие крупные международные производители товаров массового спроса уходят с российского рынка или сокращают операции. В свою очередь, российские производители могут столкнуться с проблемами в собственных цепочках поставок. Такие угрозы может снизить использование собственных марок или даже наличие собственного производства (как у Магнита), что станет преимуществом для крупных игроков. Для непродовольственного сегмента перебои в поставках — более серьезная проблема; параллельный импорт — еще одна угроза для крупных сетей, уменьшающая их преимущества (официальная продажа товаров с надлежащей гарантией, поддержка пользователей, эффект масштаба). При этом Детский мир, с его уникальным брендом, крепкой позицией на рынке и широким ассортиментом собственных марок менее подвержен таким рискам.
Финансовые показатели в краткосрочной перспективе могут оказаться под давлением, но, скорее всего, смогут восстановиться. Факторы предложения и спроса должны оказать давление на рентабельность ретейлеров в этом году, хотя показатели за 1К22 в полной мере этого не отразили. Все крупные розничные сети отреагировали на новые условия, прекратив расширяться и пересмотрев программы обновления магазинов, что позволило сократить капзатраты. Кроме того, X5 Group, Магнит и Детский мир решили не выплачивать итоговые дивиденды за 2021 г., что должно помочь им адаптироваться к колебаниям уровня оборотного капитала. В итоге крупнейшие игроки сектора останутся финансово устойчивыми и, очень вероятно, возобновят дивидендные выплаты (а это основной катализатор стоимости акций), когда ситуация немного стабилизируется. Вместе с тем у X5 Group больше правовых рисков в связи с контролем капитала.
Регуляторное давление останется ограниченным. Несмотря на всплеск инфляции, регуляторное давление на сектор ретейла пока оставалось ограниченным. Полагаем, что в дальнейшем регуляторные меры продолжат носить мягкий характер (например, добровольное ограничение торговых наценок на определенную продукцию), с тем чтобы механизмы ценообразования оставались рыночными и не происходило сбоев в поставках, а значит, ретейлеры смогут перенести большую часть инфляционного давления на стоимость поставок в розничные цены, сохранив рентабельность на приемлемом уровне.
Белов Константин
Синара ИБ