Темпы погрузки на сети РЖД в августе снизились. В августе 2022 года среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился на 4,7% г/г, до 3,34 млн тонн/сут. Уменьшение погрузки происходило по большинству видов грузов, за исключением контейнерных перевозок (+2,9% г/г) и строительных грузов (+5,7% г/г).
Погрузка каменного угля уменьшилась на 6,9% г/г, до 28,5 млн тонн. Снижение грузовой базы в августе 2022 года связано с уменьшением производства угля в России и прекращением экспорта ископаемого топлива на Украину и страны Европейского Союза, в связи с введением эмбарго. Замедление экспорта угля в восточном направлении произошло в результате ограниченных возможностей инфраструктуры: БАМа, Транссиба и железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока.
В июне было отмечено снижение погрузки нефтеналивных грузов, особенно на внутреннюю перераработку. По оценкам экспертов, в августе нефтяные компании уменьшили первичную переработку нефтяного сырья на 2%, до 762 тыс. т/сут. В преддверии эмбарго ЕС на морские поставки нефти из России, выросла отгрузка сырой нефти на экспорт на 2%, до 672 тыс. т/сут.
Cтоит отметить, что объемы контейнерных перевозок замедлились, особенно импорт и транзит.
В 2022 году мы ожидаем снижение погрузки на сети РЖД на 3-7% г/г. Ключевыми факторами снижения остаются: отказ от российского угля и ввод эмбарго на морские перевозки нефтеналивных грузов из России в странах Европейского союза. Потеря рынка ЕС не будет полностью компенсирована поставками в Азию, в том числе в связи с ограниченной пропускной способностью Восточного полигона.
Промсвязьбанк
При этом наша страна могла бы нарастить экспорт минеральных удобрений и продукцию агропромышленного комплекса. Однако по этим группам товаров существует дефицит терминальных мощностей из-за проблем с экспортом через страны Балтии.