Рецензии на книги
Как можно прорекламировать книгу одним абзацем, чтобы ее захотелось прочитать?
Роберт Уилсон в своем труде «Психология эволюции [Прометей восставший]» сделал такую рекламу другой книге между строк. Он писал:
«Неудивительно, что многие эсид-хэды [убежденные потребители ЛСД] замечали, что математика Брауна — это лучшее из когда-либо существовавших описаний „кислотного путешествия“.»
Что это за такая математика?
Роберт Уилсон ссылается на книгу «Законы формы» Дж. Спенсера-Брауна. Как показывает поиск, она еще не издавалась на русском языке, но есть кое-что получше! Труд Валериана Владимировича Попкова «Математика сознания», который посвящен работам Дж. Спенсера-Брауна.
Мы живем в удивительное время, нам впервые за всю историю человечества дана возможность доступа к знаниям мира в электронных библиотеках, миллионы книг. И мы первые, кто может проводить параллели, создавать связи между трудами авторов, которые друг о друге и не знали никогда.
Математика Дж. Спенсера-Брауна описывает нашу природу как людей, произошедших, вылупившихся, в результате действия сил абсурда. Об этом можно узнать из книги русского философа Фёдора Гирёнка «Абсурд и речь», а книга «Законы формы» о том же самом только на языке математики.
Опишу, как всё это сам понимаю, но лучше вникать в первоисточники выше.
Нас с детства приучают к булевой логике как истине в последней инстанции. Логика утверждает, что «А не может быть не -А». Но потом выясняется, что множество явлений в природе ей не поддаются. Например, свет. Он может являться как волной, так и частицей в зависимости от действий наблюдателя.
Забавно, что нобелевскую премию за двойственную природу света получили отец и сын:
«Джозеф Джон Томсон в 1906 году получил Нобелевскую премию по физике за демонстрацию того, что электрон является элементарной частицей. Его сын Джордж Паджет Томсон в 1937 году получил Нобелевскую премию за то, что показал, что электрон может быть волной».
Так как в какой логике описать, что свет — это, и волна, и частица?
Дж. Спенсер-Браун показал, что есть более глубинная логика, нежели булева. Его философия уходит корнями в нашу Вселенную. Она разделилась на наблюдателя и наблюдаемое, сделала возможность наблюдать и познавать саму себя. При этом наблюдатель является сам частью вселенной. Тут вы можете глубоко заморочиться по самую бесконечность, если осознаете, что все, что вы воспринимаете, находится внутри вас, в том числе и ваш образ. Ваши руки, ноги, голова находятся внутри вашего восприятия себя и так вглубь до бесконечности. Не думайте об этом ).
Мир начинается с проведения различия. Создания границы. Из этого действия разграничения разворачивается всё остальное. Объяснить мне это не под силу, но вы можете наблюдать эту логику в самом языке и мире. Обратите внимание, как мы делим мир на противоположности, создаем двойственности, хорошее и плохое, доброе и злое, белое и черное, победу и поражение, друг — враг, грусть — радость. Определив что-то, мы сразу говорим, чем это что-то не является, создаем ему антоним.
Это разграничение создаем мы сами, в природе его нет. Мы провели границу, и появилось добро и зло, отличники и троечники, лучшие работники и худшие. Изначально есть целое, триединое. Сознание оперирует целым, а языку достаются противоположности, граница ускользает сама в себе.
Дж. Спенсер-Браун разворачивает свою математику не из «истина-ложь», а из помечено/не помечено. Это логика до булевой логики, и в ней возможно, что «А может быть не А».
Уж не знаю, как в книге «Законы формы» Дж. Спенсера-Брауна кислотные путешественники смогли что-то увидеть и понять. Книга даже в расшифровке Валериана Владимировича Попкова сложна для понимания, но она проводит связи между тем, что открыли философы с математикой. Это математика сознания. Наша природа.
Владимир Никонов
Психологи на b17.ru