Эта книга — абсолютный must read для всех бизнесменов, руководителей компаний да и для госуправленцев, думаю тоже. Книга также должна быть совершенно необходима всем инвесторам, кто покупает долгосрочно
акции или доли в компаниях. Книга входит в
список Грефа и
список Безоса. О чём книга? По сути она дает рецепты победы в долгосрочной конкурентной борьбе на поле бизнеса.
Группа учёных под руководством Джима Коллинза рассмотрела тыщи американских компаний и выявила общие критерии, которые привели компании в долгосрочному процветанию. Среди таких компаний в книге можно встретить: Gilette, Walgreens, Kroger, Kimberly Clark, Circuit city, Wells Fargo, Nucor, Abbott Labs и другие. Совокупность таких компаний давала доходность акционерам в десятки раз выше, чем рынок в целом.
Вы знаете, эти критерии похожи на торгую систему, к-я получилась в результате
бэктестинга. Но главный-то вопрос в том, будет ли это работать в будущем? И тут надо включить логику. Если критерии логичны, то, скорее всего, результатам бэктеста можно доверять. Так вот что касается этой книги, в ней написано ровно всё то, к чему я пришёл в результате собственного опыта и логических рассуждений.
Итак, что объединяет супер-компании?
1. Руководитель. Главная идея в том, что идеальный руководитель не должен быть тщеславен, эгоцентричен и авторитарен. В каком-то смысле он должен быть скромен и находится в тени успеха самой компании, обладать железной волей. Главный тест — если руководитель может спокойно уйти в отставку и без него компания продолжает демонтрировать успех — то это был супер-руководитель.
2.
Правильная команда. Правильная команда намного важнее, чем правильная идея или правильная стратегия. Самая лучшая стратегия или бизнес-идея не прокатит с плохой командой. А если у тебя отличные кадры, они рано или поздно даже из хреновой идеи сделают нечто невероятное. Поэтому важен вопрос не «что производить?» а «с кем производить?». Это кстати лично для меня очень свежая мысль. То есть сначала нужные люди на борту, а потом «куда плыть».
3. Руководитель и компания должны смотреть в лицо фактам, не бояться суровой действительности. Затем принимать простые решения. Отказ смотреть фактам в лицо и бездействие всегда плохо заканчивается.
Соотвественно, в компании надо создавать атмосферу, в которой руководитель нормально относится к критике. Тут есть несколько принципов: «руководить надо при помощи вопросов, а не ответов», «в диалоге и споре избегать принуждения», «механизм красных флажков». Надо смотреть в лицо фактам и верить в то, что всё получится.
4. Концепция (бизнес-стратегия) должна быть очень простая. Она находится на стыке трёх моментов: «в чём мы можем быть лучшими в мире» (независимо от того, в чем у вас компетенция), «что нам нравится делать» (отдаем все силы именно этому), «критерий прибыльности мероприятия»(как максимизировать денежные потоки).
4. Строжайшая корпоративная дисциплина и последовательность в исполнении задуманнго. Дисциплина не должна поддерживаться только лишь за счёт руководителя-тирана. Она должна стать частью корпоративной культуры.
5. Раскручивать тяжелый маховик великого бизнеса приходится очень постепенно. Первые движения самые тяжелые, но когда биз набирает инерцию, толкать маховик становится всё легче. И никогда нельзя запустить этот тяжелый маховик одним пинком. Противоположностью маховичка является порочный круг:
Интересные выявленные закономерности и прочие лайфхаки:
- когда в компанию приглашается звёздный руководитель «со стороны», это обычно не приводит к супер-успеху. Вероятность успеха намного выше, когда руководителем компании становится её сотрудник.
- методы вознаграждения руководства и структура вознаграждения никакого влияния на успех компании не оказывают. Если люди подобраны правильно, они не н
- гораздо важнее концентрироваться не на том, что надо сделать, а на том, чего не надо делать
- великие компании вырастают в результате не революций, а эволюции.
- технологии являются далеко не ключевым фактором успеха
- если сомневаетесь, — не нанимайте. Продолжайте искать.
- вы зачастую не знаете, что клиент не доволен, пока не потеряете его. Дайте клиенту «красный флажок»
- сила личности лидера может привести к тому, что подчиненные будут скрывать неприятные факты
- первооткрыватели чего-либо, какой-либо технологии или продукта, очень редко создают потом великие компании. Обычно верх одерживает 2,3 или даже 4й. Те, кто плетутся вначале позади, за счёт дисциплины и последовательности со временем выходят вперед.
Все ключевые концепции книги приведены на стр.254
Мне подумалось, что данные критерии, описанные в книге, можно применять и к модели госуправления.
Что касается Александра Шадрина, то ему бы я посоветовал смотреть не только на количественные финансовые показатели компаний, но и оценивать менеджмент с точки зрения данной методологией. Хотя это конечно сложнее, потому что менеджмент редко когда бывает доступен.
А куда ОФФТОП делся???
freakonomics.com/2008/07/28/from-good-to-great-to-below-average/
y0ungmoney.blogspot.ru/2015/04/good-to-great-is-flawed-book.html
И действительно результаты несколько похожи на бэктесткинг без гарантий того что в будущем компании будут процветать, что собственно и произошло с circuit city и fannie may
As he readily admits, several of the firms praised in his bestsellers, “Built to Last” and “Good to Great”, have since fallen from grace. These include Circuit City, a now-bankrupt electronics retailer, and Fannie Mae, a giant mortgage lender that was taken over by the American government