Рецензии на книги
1) Чувственная видимость — например восприятие содержания картины за нечто реальное.
2) Пренебрежение всеми возможностями, игнорирование некоторых возможностей. (Неверная индукция)
3) Видимо тоже что и второе. 132стр
Я бы добавил сюда четвертый тип заблуждения — трансцендентальную иллюзию (по Канту), которую Шопенгауэр как раз таки проигнорировал. Сам он пишет об этом так: "Кантовское смутное и неопределенное объяснение источника заблуждений с помощью образа диагонального движения можно найти в «Критике чистого разума»."
По Шопенгауэру — всякое заблуждение это неверное умозаключение от следствия к основанию. Действительно это так и есть, более того иначе и быть не может.
Автор в своём произведении долго и кропотливо «подводил» читателя к утверждению что у всего есть душа, даже у камня. Собственно это утверждение и является трансцендентальной иллюзией. Я самолично в рецензии на книгу «Критика чистого разума» уже производил критику данного утверждения. Иллюзия в данном случае заключается в представлении трансцендентного понятия души, как трансцендентального.
Пример: Человек воспринимает изображение на картине как нечто реальное. Аналогично душа воспринимается человеком как нечто познанное в совокупности.
В принципе, типов заблуждений в природе всего два: чувственная видимость(рассудок) и ошибочная индукция(разум). Если исключить психические заболевания, которые влияют на рассудок, то по сути останется всего один тип заблуждений — это ошибочная индукция.
Интересные тезисы:
О четверояком корне закона достаточного основания: Способность быть, причина(внешняя), способность быть познаной, мотивация (причина внутренняя) — осуществлять саму себя, иначе не отличить вещи от их аспектов или состояний.
Теория смешного:
Острота — отождествление двух различных наглядных представления под одно понятие.
Глупость — отождествление двух различных понятий под одним наглядным представлением.
Шуты стараются выдавать остроту за глупость.
Интересное размышление об абстрактном мышлении, которое отличает нас от животных. Подобно животным с глазами, обладающих преимуществом перед живыми существами без глаз, довольствующимися лишь осязанием. Также и люди, помимо рассудка животных, наделены ещё и разумом, который даёт возможность наблюдать окружающий мир вокруг не только в настоящем времени, но и в прошлом и будущем.
Здоровый слепец, несущий на плечах немощного зрячего.