Рецензии на книги
Мышление с помощью теории вероятностей — одно из отличий продвинутых людей. Это для блондинки встретить динозавра на улице равно 50% (встречу или нет), а для людей в теме все несколько сложней.
В книге «Вероятности и неприятности» кандидат физико-математических наук Сергей Самойленко просвещает, как математика может объяснить законы Мерфи или почему бутерброд падает маслом вниз. И действительно ли это так? Сколько нужно подбросить бутербродов для получения достаточных данных? За теорию, объясняющую физику полета бутерброда, дали шуточную Шнобелевскую премию. Но об этом позже.
Вы слышали о причудливом законе велосипедиста: «Независимо от того, куда вы едете, — это в гору или против ветра». Как его можно объяснить? Представьте, что вы едете на велосипеде в одну сторону, а потом по этому же пути возвращаетесь назад. Если вы промотаете в памяти воспоминания, то увидите, что вы большую часть пути гребли в гору или против ветра. Как так?
Легко! Причина в том, что, когда ты едешь в гору или против ветра, ты движешься медленно, препятствия же, соответственно, проходит больше времени на дорогу. С горки ты скатываешься быстро и с ветерком. Аналогично в походах с рюкзаком вы будете помнить только мучительные подъемы, потому что они занимают больше времени. В книге приведено развернутое математическое описание этого процесса.
Или вот автор вспоминает дельфинов. Этаких помощников людей, которые спасают утопающих в море, выталкивая их на берег. Молодцы, умные животные, что скажешь. Нюанс в том, что дельфины с таким же успехом (точнее без него) выталкивают людей в открытое море и там те благополучно (неблагополучно) тонут. Но мы не видим дельфинов-убийц, потому что они покидают место преступления, не оставляя там следов (какие следы в море?)).
С теорией вероятностей мы встречаемся каждый день, мы ее просто не умеем «готовить». Например, автор рассматривает парадокс инспекции. Спросите любого человека, который пользуется общественным транспортом, что он думает по поводу его загруженности и тот ответит, что там постоянно давка!!! Нет мест! Спросите же водителей трамваев и автобусов, как у них с местами и они ответят, что большую часть времени куча свободных мест!!! Они пустые катаются. Причина парадокса в том, что опрашивают пассажиров, которые едут в час пик утром и вечером. С точки же зрения водителя, большую часть дня транспорт ходит пустой. Правда, мне непонятно, почему в городских службах не догадаются в час пик пускать на линию больше машин, а потом их убирать? Не нужно быть гением, чтобы прийти к этому решению.
Теории падения бутерброда маслом вниз посвящена целая глава с математическими выкладками. Ее можно было бы начать словами: «Давным-давно в далекой далекой галактике...». Суть, как мне увиделось в том, что на полет бутерброда влияет размер бутерброда и высота, с которой он падает. Высота и размер зависят от размера тела человека. Оно, в свою очередь, зависит от размера и массы планеты Земля. 5-метровые люди физически не смогли бы ходить, потому что вырастает масса и нагрузка на кости. И того мы имеем, что падение бутерброда зависит от размеров планеты и тому подобное, да и, собственно, какое вам дело до всего этого? Возьмите бутерброд пороняйте и все увидите. Будьте осознанны.
Интересней другая теория, которую предлагает Сергей Самойленко в книге «Вероятности и неприятности». Как определить, сколько ждать в очереди? Для этого, как ни странно, нужно смотреть не вперед, а назад, на растущий за вами хвост. Дальше вам нужно посчитать, сколько человек прибавилось за вами за X-времени пусть за 10 минут, затем нужно разделить количество людей перед вами на тех, кто образовался за вами. И умножить полученное число на X (в нашем случае 10 минут). Например, через десять минут за вами прибавилось 5 человек, а перед вами еще 7 человек. 7/5=1,4. Умножаем на 10 и получаем 14 минут. Теперь вы знаете, чем заняться на кассе в магазине (берите меньше X, например, одна минута и проверяйте)).
Теория очередей — это отдельная тема для изучения математиков. Правда ли, что соседняя очередь движется по закону подлости всегда быстрее? Кто тормозит обслуживание? Оказывается, что какой бы хороший кассир не был, очередь тормозят «тормоза», в магазине это чудики-параноики, которые рассчитываются 5000 купюрами из принципа, чтобы их не отследили по карточкам. Эй, купюры содержат магнитные ленты с номером и при желании можно, думаю, отслеживать их пути.
У меня предложения для авторов таких книг. Осознайте, что кроме вас на эти темы мало кто думает. Магазинов тысячи! Предложите торговым сетям свои услуги по оптимизации очередей. Этого дорогого стоит. Например, стратегия в Магните, когда нарастает очередь, то зовут еще одного кассира. Она математически оправдана? Добавление кассы самообслуживания решит вопрос очередей? Оказывается, что существуют парадоксы, когда строительство новой дороги приводит к ухудшению ситуации (отличное оправдание для чиновников, чьи города погрязли в пробках).
На месте крупных компаний, которые связаны с массовым обслуживанием, я бы привлек таких людей как Сергей Самойленко к оптимизации процессов. И хорошо бы им оплатил работу. Вот, например, авиакомпании. Как им быстрее обслуживать людей на стойке регистрации? Как выгружать из автобуса? Как проходить паспортный контроль? Вот сделали отдельную стойку для детей, так туда скопились все семьи с детьми и получилось, что это самая долгая очередь. А ведь это все математика! Высшая математика. Привлекайте специалистов для решения таких вопросов.
В книге «Вероятности и неприятности» также рассматриваются различные законы Мерфи. Например, вспомните, что сколько бы времени не отводилось на проект, то в конце всегда аврал. Почему? Почему ты делаешь курсовую работу или диплом в последнюю ночь? Почему ремонт занимает в 2 раза больше времени и денег, чем ты ожидаешь? Это математика!!!
Решение, между прочим, чтобы укладываться в сроки, состоит в том, чтобы разбивать задачу на этапы и для каждого этапа ставить жесткий дедлайн. Теперь я понимаю мебельщиков, которые не могут пилить кухни точно в срок. Они имеют дело с математическими конструкциями высшей математики, которая превосходит их способности.
Книга «Вероятности и неприятности» изобилует математическими выкладками и формулами для расчета таких вещей, как падение бутерброда. Если вдруг вам это понадобится, то вы знаете, где это искать.
На месте же предпринимателей, руководителей корпораций, я бы привлекал таких математиков на свои проекты. Потому что такие вещи обычный сотрудник не вытянет никак. Ведь магазины, авиакомпании, мебельные фирмы… пытаются наугад нащупать оптимальные процессы, тогда как это все можно сесть и один раз просчитать.
Привлекайте математиков в свой бизнес.
Владимир Никонов
Психологи для бизнеса на b17.ru
Тимофей Цветков, пожалуйста, вот видео: youtu.be/2SH3htD_FZo
Мурен(а), у меня шкафов много. Вот еще: youtu.be/RLCRpqgq6_c?si=hxFaY9GtX1JEZa72
А еще есть гараж: www.youtube.com/watch?v=KMFGLSeC3EY
Зато словоблудящий вася в своей книжке дал «мудрый» совет. Который так впечатлил его доверчивого читателя. Судя по описанному, остальное там из той же оперы.
Судя по описанию, книга — какой-то прикол. Полет бутерброда расчитывают… Все очереди давным-давно давно изучены, их проходят в ВУЗах. Я на 3-м курсе писал курсовую «Системы массового обслуживания с алгоритмом случайного множественного доступа „простая алоха“ с h-настойчивостью». Речь шла о пакетах в телефонных линиях.
На практике тоже все давным-давно применяется и на перекрестках (светофоры) и в системах связи и в людских очередях.
Очевидно же, что нет. Это не математика это простой здравый смысл. «Тормозов» там будет на порядок больше, потому что кассир — профессионал, пропикивает тысячи кодов в день. А средний человек ковыряется, ошибается, чего-то не знает (для меня, напр, было новостью, что у молочки стало нужно два кода пропикивать) плюс куча ситуаций, когда придется звать продавца-помощника, который в некоторых случаях неизбежно окажется занят итд. Да, стильно, модно молодежно, иногда удобно на перекусе кофе с бутером пикнуть, но не более.
теория, которая по-русски называется теорией массового обслуживания, по-английски называется теорией очередей. Хорошо, что Вы слышали про здравый смысл, жаль, что не стали им пользоваться до конца. Увеличение числа каналов обслуживания, естественно, снижает средний размер очереди. Речь идёт о добавлении кассы самообслуживания, а не о замене кассой самообслуживания кассы с человеком, при замене число каналов обслуживания не меняется, а интенсивность потока обслуживания действительно снижается.
И про тормозов, столь мешающих Вам жить: у молочки достаточно пропикать один код — сразу QR, не сканируя бар-код. Это здравый смысл, попробуйте им пользоваться в полной мере.
M69, без хамства не умеешь? Себя же дураком выставляешь. Про «тормозов» написАл ТЫ САМ: «Оказывается, что какой бы хороший кассир не был, очередь тормозят «тормоза»». Или уже забыл, что наклепал? Но в этом ты прав, очередь тормозят не кассиры, а покупатели. Кассиры — ускоряют. И вот ты предлагаешь добавить кассы без кассиров. Это охуденно.
Даже сферические кассы в вакууме, не занимающие места, не ломающиеся, не стОящие денег, не занимающие места все равно проблему очередей НЕ РЕШАЮТ. Добавь их хоть сотню, хоть тысячу (для математической модели). По тем причинам, которые я назвал: время обслуживания на них в разы больше, чем на кассе с кассиром.
А если принять ненулевыми время/стоимость обслуживания, место (т.е. проход посетителя до кассы и толкучку), вероятность поломки или другой коллизии, то, начиная с какого-то количества, это все начнет расти, как снежный ком. А вот время обслуживания, ради которого, якобы, это делается — не уменьшится ни на секунду.
Но ты добавляй, конечно, ты же названия курсов знаешь, людей жизни в Инете учишь. У тебя получится!
Или просто приди в магазин и посмотри глазами. Я на подобное обращаю внимание, честно. В «моем» супермаркете 4 кассы самообслуживания. Заменяют они примерно одну нормальную кассу. С учетом того, что на них надо все равно дежурят 1-2 продавца-помощника, а рядом простаивают несколько незадействованных касс, то смысл мягко говоря спорен.
Для объективности: есть рядом и другой магазин. Там студенты, школьники, офисники налетают за бутербродами в обед. И там поставили пару само-касс. Молодежь влетела, пикнула кофе, улетела, продавец-помощник не нужен. Это работает: дневной пик нагрузки, час-полтора в день, купируется хорошо.
Сбер, кстати, в свое время решил проблему очередей. Сначала выдавил всех из касс в банкоматы, затем из банкоматов в онлайн. Я как консерватор и раб привычек матерился, но умом понимал, что все правильно. Жизнь это подтвердила. Некоторые торговые сети, вроде бы, тоже пытаются выдавить людей из торговых залов в доставку. Ковид им в этом помог, но так хорошо, как у Сбера все равно не получится: еда есть еда.
Если говорить об уменьшении именно живых очередей, то есть прекрасный способ. Наблюдал его в Сеуле в одном супермаркете и в каких-то аэропортах. Очередь организуется не по принципу «одно окошко — одна очередь» а «единая очередь на все окошки». Очередь одна, окон несколько (больше двух). Какое окно освободилось, в то проходит сл. очередник. Всё! Правда, требуется дополнительный человек, «разводящий», кто бы трогал посетителя за плечо и указывал освободившееся окно. Потому что, опять же, люди — тормозят. Может зазеваться, может не увидеть (когда окон много), может поругаться с другим покупателем итд. Но «разводящим» можно хоть дворника ставить, квалификация не требуется, проблем ноль. Вот эта система — дивно работает в смысле скорости. Не знаю, почему она не повсеместна хотя бы в крупных маркетах.