Предыстория:
Я уже наверное лет 5 являюсь клиентом БКС и, если честно, души в нем не чаял. Секрет такого моего отношения к БКС достаточно прост — я им не пользовался. Раз в год приносил 400 тыс., получал налоговый вычет и забывал про БКС. Даже не вспоминал, что за бумаги покупал на эти деньги. Очень уютно.
Завязка:
Очень уютно было до конца 2021г. В конце 2021г. мне позволил персональный менеджер и рассказала много нового о БКС, о продуктах, поделился презентациями. Я обещал их позднее изучить более подробно, так как какие-то конкретные фундаментальные вещи вроде «как происходит формирование продукта», «чем именно обеспечивается доходность», «где посмотреть характеристики бумаг, которые формируют продукт» «перс» не смог. Но было много интересных историй о том, что компания работает тьму лет, крупнейший брокер, команда профессионалов. Видимо то, что устраивает бабушек, но вызывает некоторые сомнения у финансовых специалистов. Изучив материалы менеджера я принял для себя решение ничего не трогать, так как продукты не заинтересовали. А самостоятельно пылесосить всю линейку БКС я не хочу. Решение было верным, т.к. примерно в это время началось плавное снижение фондового рынка. Ну и бог с ним.
В феврале история повторилась: снова настойчивый менеджер. Снова структурированные продукты. Снова история про великого брокера, клиентов, запас устойчивости и все та же стабильная квалификация менеджера если говорить о фундаментальных вещах и принципах формирования продуктов.
Но про себя я отметил, что менеджер на самом деле отличный. Хайфхак читателям: если вам звонят из БКС и настойчиво предлагают продукты брокера — будьте уверены, вот-вот обвал. Продавайте все ))
Ну собственно буквально через пару дней в силу понятных всем причин начался Великий Февральский Обвал рынка РФ.
БКС для меня третий брокер и я решил, что следить за 3-мя портфелями мне не удобно. Т.к. из всех 3-х БКС самое яркое впечатление у меня от персонального менеджера — было решено отказаться именно от БКС.
Кульминация:
05.03.22 я приехал в офис БКС на Павелецкой с просьбой перевести к другому брокеру. Дабы не делать ему рекламу, назовем его просто Олег. Он симпатичен мне и в банковском обслуживании и в брокерском. Приятный менеджер с его ненавязчивым мнением и искренним желанием помочь.
Я написал 5 заявлений на перевод всех имеющихся у меня видов бумаг и сразу заявление на перевод оставшихся денег, коих там было более миллиона, на счет в БКС банке. Меня заверили, что перевод занимает от 3 до 14 дней и все будет чики-пуки. Надо только принять бумаги у нового брокера. Уговаривать остаться меня никто не стал, за что огромное спасибо.
Дней через 10 пришло смс-уведомление о том, то 3 бумаги успешно отправлены. По одной бумаге я позднее узнал, что новый брокер не сможет ее принять. Ну и бог с ним, думал я, потом разберемся. Шел 15-й день. Я аккуратно намекнул БКС, мол, полночь близится, где бумаги, паразиты? Мне рассказали что-то непонятное, поэтому я решил заехать в офис. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что 4-ю бумагу брокер так и не смог отправить. То есть со счета она пропала, но никуда не уходила. Предоставить какие-либо документы, документы о том, что БКС отправил бумагу новому брокеру не смогли. И я искренне опасаюсь, что брокер просто продал в шорт мою бумагу и не может вернуть, потому как торги по ней запрещены. Если у кого-то из читателей были подобные ситуации — прошу отписаться в ЛС. Для меня это важно.
Также опасение вызывает тот факт, что брокер не спешит закрывать ИИС в обозначенный 14-дневный срок. А равно с этим не планирует отдавать более миллиона рублей. Фактически по состоянию на 24.03.22 брокер почти 20 дней не может сказать «где деньги, Зин?». И явно не планирует решать эту проблему.
Вспоминая статью в ФОРБС от 2019 года о том, что БКС уже профукал более 11,3 млрд. руб. за счет операций на фондовых рынков я искренне опасаюсь, что сегодня БКС профукал мои бумаги. И мои деньги. И это искренне меня беспокоит на фоне того, что сотрудники БКС прячут голову в песок и не могут сообщить что-то разумное.
Прошу разобраться в ситуации и всех, кто столкнулся с аналогичной проблемой отписаться мне в ЛС. Если брокер крысит небольшие суммы, значит масштаб бедствия может быть куда больше.
Во всяком случае лучше перебдеть, чем недодать. Надеюсь, ответ ЦБ поступит быстро и проверка деятельности продет быстрее, чем мы прочитаем что-то еще про БКС в Форбс.
По поводу «пропавшей бумаги»:
Я думаю речь идёт о бумаге, которая стала Вам доступна как квалифицированному инвестору и не торгуется на СПБ или ММВБ биржах.
В брокерском отчёте, в котором есть эта бумага, в талице 4. «Движение Ценных бумаг», графа «Место хранения», посмотрите в каком Банке-депозитарии (или у какого реестродержателя) хранится ваша бумага, точнее хранятся сведения о выпуске ценных бумаг по данному эмитенту.
В этом же, скорее всего Банке-депозитарии (вышестоящий депозитарий) у Брокера открыт счёт депо номинального держателя (или лицевой счет номинального держателя в реестре владельцев ценных бумаг), где обезличенно хранятся все те бумаги его клиентов, для которых эмитенты этих ценных бумаг выбрали этот Банк-депозитарий (или реестродержателя) местом хранения.
Передача ценных бумаг осуществляется по поручению депонента; при этом для того, чтобы зачислить ценные бумаги на счёт депо депонента в депозитарии нового брокера, депозитарию этого брокера необходимо иметь их на счёте номинального держателя в регистраторе или счёте депо номинального держателя в депозитарии места хранения.
Посмотрите последние депозитарные отчёты. Я думаю, по вашему поручению, Брокер провёл операцию «Снятие ценных бумаг с хранения и учета» в своём депозитарии и направил в вышестоящий иностранный депозитарий (место хранения) поручение о переводе определённого количества ценных бумаг соответствующего эмитента со своего счёта депо номинального держателя, на счёт депо номинального держателя открытого депозитарию брокера, к которому Вы переводите свои активы. Но так как депозитарий места хранения иностранный, исполнение поручений российских депозитариев может быть заморожено, поэтому убытие бумаги от Брокера есть, а прибытия на счёт депо номинального держателя депозитария другого брокера нет. А стало быть и зачисления ценных бумаг на счёт депо депонента в депозитарии нового брокера, тоже нет.
Что касается ИИС:
Скорее всего счёт Вам не зарывают по следующим причинам:
1) НДФЛ уплачивают при фактическом получении дохода. Таким образом, НДФЛ по текущему доходу исчисляют при его выплате, а НДФЛ с финансового результата — после закрытия ИИС. Как Вы понимаете, пока не было подано заявление о закрытии счёта, НДФЛ по ИИС, все 5 лет, никто не считал. Им нужно для этого время.
2) В отношении доходов по ИИС Брокер является налоговым агентом и при его закрытии согласно п.14 Ст.226.1 НК РФ должен:
«При невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии с настоящей статьей налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:
одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;
даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.
При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса.»
Таким образом налог либо ещё не посчитан, либо посчитан, но на рублёвом счёте ИИС недостаточно средств для его удержания и Брокер "… определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:..." (попросту ждёт не совершите ли Вы, операций по ИИС, в результате которых на рублёвом счёте ИИС станет достаточно средств для удержания НДФЛ (может валюту продадите или ещё чего...).
Об этих причинах Вам не говорят, чтобы:
1) Вы не подгоняли с расчётом НДФЛ.
2) Чего доброго, на основании полученной информации, не предприняли осознанных действий, которые приведут к значительной отсрочке уплаты НДФЛ с финансового результата по ИИС.
Заявление о закрытии своего ИИС я подал 02.02.2022г., датой закрытия, установленной соответствующим соглашением было 16.02.2022г. По факту ИИС закрыт 21.03.2022г. До этого никто не мог вывести остатки ДС и никто «не знал» в чём причина и никто ничего не мог сделать. Только когда я уже пригрозил обратиться к регулятору, прислали в ЛК справочно (без печатей) расчёт НДФЛ по ИИС и тут же позвонили, узнать не собираюсь ли я перевести на рублёвый счёт ИИС сумму необходимую для удержания НДФЛ. Такой суммы у меня не оказалось и только тогда мне закрыли ИИС.