rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Альфа-Инвестиции | Что лучше купить: Яндекс или Ozon

Два гиганта цифровой экономики, две крупнейшие компании роста, две самые популярные акции IT-сектора. Сравниваем их динамику, показатели, перспективы и выбираем лучшую из двух.

1. Масштаб бизнеса

По валовым показателям лидирует Яндекс: капитализация — 1,7 трлн руб. против 860 млрд руб. у Ozon, выручка — 1,1 трлн руб. против 616 млрд руб., прибыль (EBITDA) 189 млрд руб. против 40 млрд руб. Яндекс как минимум вдвое крупнее — один балл уходит ему.

С другой стороны, Ozon обслуживает денежные потоки, недостижимые для Яндекса. Структурно он близок к торговым сетям. Суммарный оборот на площадке составляет 2,9 трлн руб. в год, что больше, чем даже у Магнита — один балл Ozon.

При этом у каждого IT-гиганта своя ключевая ниша. Яндекс держит 66% поискового трафика в Рунете, в то время как Ozon 24% рынка онлайн-торговли. Де-факто почти монопольное положение Яндекса даёт ему ещё один балл.

2. Эффективность

Для инвестора, покупающего акции IT-сектора, важнейшие показатели — это темпы роста продаж и рентабельность. По ним можно судить, какими темпами, насколько стабильно расширяется компания и успешна ли её бизнес-модель.

За последние три года выручка Яндекса увеличилась с 356,2 млрд до 1,1 трлн руб., то есть втрое, что даёт более 45% среднего годового прироста. Ozon за это же время нарастил обороты в 6,4 раза, что даёт почти 86% в год — один балл уходит ему.

Рентабельность продаж по EBITDA у Яндекса сейчас превышает 17%, рентабельность активов (ROE, то есть за вычетом долга) выше 34%. Ozon хуже по первому показателю (6,5%), но лучше по второму — 45%. Здесь ничья.

3. Долги, FCF, дивиденды

Что бы ни говорили аналитики, но инвесторы всегда смотрят на перспективу выплаты дивидендов, а она напрямую зависит от динамики свободного денежного потока (FCF) и размера долгов, которые компании приходится обслуживать.

У Яндекса долг незначительный — 0,25 EBITDA (равен прибыли за один квартал). У Ozon долг отрицательный, правда, сюда не включены средства клиентов в Озон Банке (почти 265 млрд руб.) Если их учесть, долг всё равно составит менее 1 EBITDA. Так что в сумме оба достойны получить по одному баллу.

Свободный денежный поток (FCF) Яндекса составляет 163,2 руб. на акцию, это соответствует условной доходности 3,5% (если бы весь поток уходил на дивиденды). FCF Ozon равен 973 руб. на акцию, что даёт космические 24% доходности. Ещё один балл уходит ему.

Но тут, конечно, стоит напомнить, что Яндекс уже распределяет дивиденды (ближайшая выплата состоится в конце апреля), а Ozon пока все деньги инвестирует в рост. Справедливо будет присудить один балл Яндексу.

4. Ликвидность акций

Объём торгов и оборот на бирже — ключевые показатели не только для трейдеров, но и для крупных инвесторов (банков, фондов). Также они служат индикаторами спроса розничных покупателей. Чем выше, тем лучше.

По обороту лидирует Яндекс: 56,5 млрд руб. в месяц и девятое место в общем зачёте рынка против 12,8 млрд руб. у Ozon (сейчас лишь 38-е место). Относительно зимы объём торгов акциями Яндекса сейчас вдвое ниже, бумагами Ozon — почти в шесть раз.

Снижение ликвидности расписок Ozon связано с подготовкой к редомициляции. Бумага выведена из всех индексов и сейчас доступна только квалифицированным инвесторам. Низкие объёмы говорят, что это сильно повлияло на спрос. В сумме два очка в пользу Яндекса.

5. Внутренняя стоимость

Даже если компания не в форме, иногда имеет смысл брать её бумаги просто потому, что они временно просели по мультипликаторам: есть фундаментальная недооценка, и на этом негативе в будущем можно заработать.

С Яндексом картина следующая: сейчас он стоит чуть больше 1,5 размеров своей годовой выручки, или 9,2 единицы по EV/EBITDA (полная стоимость к доналоговой прибыли). Это втрое и в 5,5 раз соответственно дешевле, чем три года назад.

У Ozon за тот же период те же метрики изменились с 2,6 до 1,4 выручки (подешевел почти вдвое), EV/EBITDA был отрицательным и вышел в плюс, составляя сейчас 15,8. Совокупно это даёт ещё один балл Яндексу.

6. Динамика и прогнозы

Самая наглядная и понятная часть — это собственная динамика акций и расписок: как они росли в прошлом, какие ожидания есть на будущее, согласно консенсус-прогнозу российских банков и брокеров.

За последние три года акции Яндекса совокупно принесли более 140%, плюс около 4% дивидендами. Это соответствует 35% годовых. Ozon за тот же срок сделал 182% без дивидендов, или более 41% годовых. Один балл получает Ozon.

Консенсус аналитиков, собранный Интерфаксом, отдаёт предпочтение Яндексу: семеро из девяти говорят покупать и лишь двое — держать. У Ozon соотношение хуже: пять на покупку против пяти на удержание бумаги. По сумме мнений один балл Яндексу.

Средний таргет (целевая цена на год) аналитиков для акций Яндекса сейчас составляет 5030 руб. (+8%) против 4220 руб. (+6%) у Ozon. Потенциал роста практически одинаковый, и тут каждой компании можно дать по 1 баллу.

Вердикт

Со счётом 10 против семи побеждает Яндекс. В его пользу играет масштаб бизнеса (отсутствие конкурентов), высокая ликвидность акций, недооценка по мультипликаторам, наличие дивидендной истории и консенсус аналитиков.

Против Ozon играет то, что компания находится в подвешенном состоянии из-за переезда. Также инвесторы опасаются замедления темпов роста, но из отчётов этого пока не следует. Главным драйвером роста бизнеса постепенно становится не сам маркетплейс, а его финтех (банк).

Валерий Емельянов, инвестиционный аналитик

Альфа-Инвестиции

7 комментариев
Так это ж разные вещи!?
Спасибо автору.
avatar
HH
avatar
Лучше вернуть украденные дивиденды по ицб и купить другое
Обе дорого сейчас☺️
avatar
С другой стороны, Ozon обслуживает денежные потоки, недостижимые для Яндекса.
А что, у Яндекс-банка лицензию отозвали?





Инвестировать надо в Озон. Яндекс — компания с непонятным бизнесом и перспективами. Озон растёт по 100% — 150% в год, открываются склады и они заходят туда, куда Амазон не зайдёт никогда. Весь б.СССР — потенциальный рынок, особенно когда закончится.
avatar

теги блога Альфа-Инвестиции

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн