Исторически наибольшую ценность на рынке имеют компании, которые стабильно и с наименьшим риском обыгрывают индексы. На них всегда большой спрос со стороны профессиональных инвесторов. Назовем несколько примеров среди голубых фишек.
Что такое альфа
В современной портфельной теории ключевую роль играют коэффициенты бета и альфа. Первый отвечает за систематический риск: он общий для всех акций, но дает разным акциям разную премию в доходности. Чем выше бета, тем сильнее акция растет (и падает) на общих новостях и драйверах.
Второй коэффициент (альфа) добавляет (либо уменьшает) доходность актива по причинам, которые связаны только с данной компанией либо отраслью. Альфа может быть как положительной, так и отрицательной. Причем это долгосрочный показатель, который берется за годы наблюдений.
С точки зрения инвестора, чем выше альфа его акций (и всего портфеля), тем больше доходности он получает с меньшим для себя риском. И это очень важная оговорка. Заработать больше индекса можно, например, взяв кредитное плечо. Но это автоматически повышает риск, а значит, подходит не всем инвесторам.
Пройдемся по двум главным индексам США и России — S&P 500 и МосБиржи — и назовем фишки, которые имеют высокую альфу. Чтобы понимать, какие компании реально «тащат» на себе весь рынок.
Американские акции
Из 500 компаний, входящих в основной бенчмарк США, положительную альфу на протяжении 5 лет имеет около 200 штук. Среди них есть очень рискованные бумаги с высокой бетой, например, Tesla (двое волатильнее рынка), и весьма спокойные вроде Hormel Foods, которая вообще не реагирует на поведение индекса (бета=0).
Из топ–20 наиболее крупных и ликвидных фишек Америки настоящими локомотивами можно назвать уже упомянутую Tesla (у нее альфа равна +50% в год), NVIDIA (+33%), Apple (+23%) и Microsoft (+22%). Это фишки с наибольшей премией в доходности к индексу с поправкой на риск данного индекса.
Однако, если пройтись по всему списку акций из S&P 500, то можно найти бумаги с гораздо более высокой альфой. Не все они на слуху, но практически все из инновационных отраслей: альтернативная энергетика, разработчики софта, полупроводники, онлайн-продажи и медицинское оборудование.
Так, Enphase Energy, которая продает бытовые солнечные панели, имеет альфу выше 130%. На столько процентов в год она обгоняет бенчмарк — даже с поправкой на более высокий риск бумаги (бета у нее равна 1,3). За пять лет компания выросла почти в 100 раз, что само по себе выглядит запредельно.
Из более крупных бумаг в топ-20 снова попадают Tesla, Microsoft, Apple и NVIDIA. Также отличный коэффициент имеют AMD и ServiceNow. Обе стоят более $100 млрд, уже вполне укоренились в рынке, но сохраняют выдающийся рост (подорожали в 9 и 6 раз соответственно за пять лет).
Российские бумаги
Отечественные бумаги сравнивать с помощью альфы и беты стоит с большей осторожностью. Данные коэффициенты предполагают, что рынок должен быть достаточно эффективным: зрелым, ликвидным и прозрачным. Мелкие и средние компании могут сильно выпадать из данных критериев.
Тем не менее полезно оценить компании из Индекса МосБиржи за минувшие годы и сделать выводы, какие из тяжеловесов реально ведут за собой весь рынок, а какие тянут в обратную сторону. Расчеты показывают, что двузначная альфа в России в отличие от США — большая редкость.
Из топ-20 крупнейших фишек лучшая премия к рынку — у ПИК (19%), Полюса (+15%) и Яндекса (+10%). Однако у всех троих год на год не приходится, и стабильной их альфу назвать сложно. Правда ПИК и Полюс при этом слабо коррелируют с рынком (бета близка к нулю), а это всегда плюс для портфеля.
Из тех фишек, что двигаются более синхронно с индексом, стоит отметить Норникель (альфа=8%, бета всего 0,6). В среднем он обыгрывает рынок (+115% за пять лет), причем с вдвое меньшим систематическим риском. Настоящей опорой для индекса служит нефтегазовая тройка: Газпром, Лукойл и Новатэк — высокая альфа при умеренном бете.
В аутсайдеры довольно неожиданно попадают Роснефть и Сбербанк. Оба проигрывают бечнмарку (7–8% роста в год против +10% в индексе), а с поправкой на риск даже тянут рынок вниз. Еще хуже обстоят дела с доходностью Магнита и ВТБ: у обоих альфа ниже 20% в год.
Выводы
Активы с высокой альфой — наиболее желательные для любого инвестора. Они позволяют переиграть рынок, не беря на себя дополнительного рыночного риска. Как правило, речь идет об акциях роста с наиболее устойчивой динамикой и хорошей инерцией бизнеса. То есть можно рассчитывать на то, что они будут и дальше обгонять рынок на длинном горизонте.
В американский топ попадают: Tesla, Microsoft, Apple и NVIDIA. Они в числе лидеров и по размеру премии (до +50% к рынку), и по капитализации среди акций высокой альфы. Из российских фишек стоит отметить: ПИК, Полюс, Яндекс и Норникель. Они дают максимум премии при низком систематическом (общем для всего индекса) риске.
Тут, однако, стоит делать пару оговорок: расчеты по прошлым годам не всегда показательны. И не для всех стран, отраслей и компаний они справедливы. Например, альфа может не учитывать циклические колебания цен на нефть и золото, а также перемену ключевых ставок.
1) В 2005 году на первом месте была General Electric с капитализацией 382 млрд $. К сожалению, в последующем эту копанию ожидал крах с падением на 80-90 процентов от пиковых значений. Даже сегодня она не вернулась к прежним уровням и оценивается на 65 процентов дешевле, чем в 2005 году.
2) На втором месте в тот год был нефтяной гигант Exxon Mobil с капитализацией 381 млрд $. Однако высокий темп развития сменился застоем на долгие годы. С 2006 по 2019 акции 13 лет провели в боковике, затем обвалились в коронокризис, а сейчас возвращаются на то же, насиженное 17 лет назад место.
3) На третьем месте была Microsoft. Вот эта компания взлетела, в неё стоило вложиться.
4) На четвертом месте был небезызвестный Сitigroup (Ситибанк). В 2008 году этот банк благополучно обанкротился, акции обвалились c 60$ до 1 $ и правительство США его спасло. Сейчас на рынке торгуются новые акции. Вложения в акции Citi в 2005 году полностью обнулились в 2008 году.
5) На пятом месте шла корпорация BP. Ее судьба напоминает Exxon Mobil, за тем лишь исключением, что ее капитализация до сих пор не вернулась к уровням 2005 года.
Таким образом, покупка альфа-компаний (FAAMG образца 2005 года) никаких выдающихся результатов бы не принесла. Если бы 2005 году вы их купили в равных долях, то на сегодня основную часть прибыли обеспечила бы Microsoft. Но здесь стоит напомнить, что в 2005 году эта компания, пережив кризис доткомов, торговалась в 2 раза дешевле, чем в 2000 году, желающих купить ее акции было немного. А позже, в кризис 2008 года, она провалилась ещё глубже, увеличив размер просадки до 75 процентов. Полномасштабный рост Microsoft начался лишь в 2013 году. Так что после приобретения ее в 2005 году вам в ожидании роста пришлось бы терпеливо пересидеть изнурительный восьмилетний боковик впридачу с кризисным падением 2008 года.
Этот пример из 2005 года является иллюстрацией того, как меняется рынок. Прежние лидеры уступают место новым. Из 2005 года невозможно было представить как будет выглядеть современный нам рынок. Значительной части современных гигантов на тот момент просто не существовало. Или же они были крошечными в бесчисленном множестве себе подобных. На этом примере мы видим, что на длинном горизонте бОльшая часть всех акций проигрывает широкому рынку, а индексы растут благодаря малому числу супер-победителей, которые постоянно сменяют друг друга. Этот факт убедительно доказан на статистических иследованиях рынков за многие десятилетия из существования. Отыскать и удержать будущих супер-победителей (новую альфу) теоретически возможно, но по статистике маловероятно. Поэтому в погоне за альфой, в попытках обогнать рынок, большинство участников ему проигрывают. (Кстати я не исключение :) И хорошо, если со временем приходит понимание, что среднерыночная доходность не так уж плоха.