Абсолютный лидер в российском сегменте залоговых займов финтех-сервис CarMoney с портфелем 4,3 млрд рублей представил аналитическое исследование рынка автозаймов.
Эксперты CarMoney (федеральная компания, 72 региона РФ) проанализировали данные по автозаймам за 2022 год, сравнив динамику ключевых показателей – география, марка авто, доходы заёмщиков и другие данные – с 2021 годом, а также как менялись эти параметры в течение 2022 года.
Ключевые выводы:
За год существенно вырос средний доход первичных клиентов – на 18,3% – с 84,1 тыс. по итогам 2021 года до 99,5 тыс. рублей. Это связано с перетоком банковских клиентов в наш сегмент после ужесточения риск-политик банков. Это клиенты с более высоким уровнем дохода и, соответственно, с более дорогими автомобилями и большими суммами займов.
Среднее дневное количество займов на максимальную сумму в 1 млн рублей выросло почти в 2 раза (47%) в период после февральских событий, постепенно снижаясь во втором полугодии.
Есть изменения и по целям займов. За 12 месяцев 2022 года на 29% снизилось число займов на отдых, отпуск или праздничные события. А в периоды наибольшей неопределенности в течение года показатель сокращался почти в 2,5 раза – с 3,47% до 1,39%.
Также компания отмечает рост спроса со стороны частных предпринимателей, которым сегодня стало сложнее получить финансирование в банках. Доля займов на развитие бизнеса в 2022 году выросла относительно 2021 года на 7%.
Цели займов существенно не изменились: на первом месте займы на ремонт квартиры, дачи и иных помещений (33%), далее займы на личные нужды – образование, лечение, покупки (26%) и рефинансирование других обязательств (21%).
Число новых автомобилей (не старше 3 лет) по итогам 2022 года снизилось на 14,2% в структуре залогового портфеля компании в сравнении с итогами 2021 года. Это отвечает и трендам самого авторынка: отраслевые эксперты отмечают рост спроса на подержанные автомобили более чем на 15% из-за удорожания новых в конце 2022 года.
С ростом стоимости авто на рынке растет и его ценность для собственников. В результате мы отмечаем рост платежной дисциплины. Кроме того, увеличилась доля женщин среди первичных клиентов с 24,9% по окончании 2021 года до 28% по итогам 2022 года, а они, по статистике, наиболее дисциплинированные заемщики.
Доля российских автомобилей среди выдач новым клиентам сократилась на 8,4% по итогам 2022 года относительно 2021 года.
Самыми популярными марками автомобилей в залоге компании среди новых клиентов по итогам 2022 года по количеству в порядке убывания стали Hyundai, KIA, Ford, Volkswagen, Toyota. Тогда как в конце 2021 года в ТОП-5 самых популярных марок входили Hyundai, KIA, Toyota, Ford, Lada.
В тройку самых дорогих автомобилей по итогам 2022 года вошли Mercedes-Benz, Audi и Lexus. В 2021 году в ТОП-3 по стоимости входили Rolls Royce, BMW и MAN.
Лидером наиболее крупных залогов по всем клиентам стал автомобиль марки Mercedes-Benz.
Заметная динамика произошла в показателях, отражающих стоимость самых дорогих автомобилей: если в 2021 году их стоимость не превышала 10 млн рублей, то в 2022 году она достигла 19 млн рублей.
ТОП-5 регионов по количеству выданных займов под залог автомобилей среди первичных клиентов по итогу 2021 года и на текущий момент не претерпел существенных изменений: на первом месте Московская область, далее в порядке снижения – Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская область.
«Банковских» клиентов в портфеле компании уже порядка 14%. На наш взгляд, тренд перетока продолжится и в 2023-ем году. Для таких клиентов именно залоговый продукт становится наиболее очевидным выбором из-за близости модели CarMoney к банковской – средний чек компании сопоставим со средним размером потребкредита, а сроки займа доходят до 4 лет», – сообщила генеральный директор CarMoney Анна Калугина.