Джереми Ньюсом – опытный трейдер, руководитель компании reallifetrading.com. О своих торговых стратегиях и об индикаторах, которыми он пользуется каждый день, он рассказал Марии Гончаровой, EXANTE.
– Джереми, расскажите немного о себе. Как вы начинали карьеру трейдера?
– Мне 27 лет, родился в США, штат Джорджия. Как-то с подачи отца я посмотрел фильм «Форрест Гамп». В самом конце фильма герой говорит, что вложился в какую-то фруктовую компанию, и больше ему не надо беспокоиться о деньгах. Я спросил отца, что имеется в виду, и он рассказал мне об акциях, трейдинге и финансовом рынке. Мне тогда было 7 лет, но я захотел узнать больше обо всех этих вещах. Позднее я поступил в университет Флориды, чтобы изучать фондовый рынок и получить степень в сфере финансов. С этого времени я постепенно пополняю свою базу знаний о трейдинге.
– Что привлекло вас в профессии трейдера, помимо возможности вложить деньги во фруктовую компанию?
– Для меня «точкой невозврата» стал момент, когда я понял, что трейдинг – это профессия, независимо от того, чем ты торгуешь. Любая профессия подразумевает планирование. Осознание того, что теперь я могу создать четкий пошаговый план действий, что я достиг этого уровня, повлияло на меня очень сильно.
– Давайте о планировании поговорим чуть позже – это интересная тема, которую имеет смысл рассмотреть подробно. А сейчас такой вопрос: вы дневной трейдер, торгуете акциями. Означает ли это, что вы торгуете событийные стратегии и не открываете длинные позиции?
– Да, по самоощущению я именно дневной трейдер. При этом я всё время объясняю людям, что можно быть дневным трейдером и вполне спокойно совмещать это занятие с другой работой, причем речь идет о полной занятости. Не нужно весь день сидеть возле компьютера. Что касается меня, то 98% моих сделок – это акции, и примерно 2% – опционы. Если говорить об опционах, то я, в основном, обращаю внимание на Apple, Google, Amazon – это мои фавориты. Но по большей части я торгую акциями. И бывает, что я держу длинные позиции. У меня 3 счета: на одном – короткие позиции, на другом – длинные для свинг-трейдинга, которые я держу от двух дней до нескольких месяцев, а третий счет я вообще не трогаю. На нём мои долгосрочные инвестиции, я положил туда деньги и больше не смотрю, что с ними происходит.
– Я знаю, что вы поклонник теории Доу. Можете рассказать о ней подробнее?
– Ее автор – журналист Чарльз Доу, первый редактор Wall Street Journal, можно сказать, отец-основатель технического анализа. Вы, конечно, знаете, что существует фундаментальный анализ и технический. Фундаментал – это когда вы смотрите на компанию, на то, сколько денег она зарабатывает, кто ею руководит, что предпринимает руководство – то есть вы сфокусированы на экономических показателях. Помимо этого, существует технический анализ – своего рода визуализация того, что происходит на рынке и что будет дальше. Это, можно сказать, графическая интерпретация человеческих эмоций. Теория Доу основана на шести принципах. Один из них состоит в том, что рынок переживает 3 фазы: накопления, публичного участия и реализации. Накопление и реализация – это те фазы, которые никому не нравятся. Они, как правило, занимают 1-2 года или больше. Публичное участие – самая интересная стадия, когда каждый зарабатывает, сколько может. Накопление всегда происходит в нижней точке тренда. Я покажу, как это выглядит, на графике S&P 500 ETF (SPY).
Публичное участие – это когда рынок идет вверх благодаря заинтересованным покупателям и продавцам.
Фаза реализации наступает, когда на рынке становится много продавцов. Люди стараются продать свои акции.
Далее мы видим «медвежью» стадию публичного участия (тренд нисходящий) и «бычью» стадию накопления (показана на графике зеленым цветом).
На графике видно, что на большом временном интервале мы в течение трех лет наблюдаем фазу публичного участия, причем на бычьем тренде.
На самом деле это означает, что сейчас мы наблюдаем фазу реализации. Весь последний год мы торговали на боковых трендах. Фаза реализации может пройти по одному из двух сценариев: либо цены начнут падать, как все и думают, либо, наоборот, расти, как ожидаю я. Да, на SPY мы будем торговать на боковых трендах немного дольше, но мне кажется, что «бычий» тренд продолжится.
– Вы сказали, что в основе теории Доу лежит 6 принципов. Пока вы назвали только один. Каковы остальные 5?
– Они звучат следующим образом: «существует 3 типа трендов», «у любого тренда есть 3 фазы», «цена учитывает все новости», «тренд должен подтверждаться объемами сделок», «основные биржевые индексы согласуются друг с другом» и «тренд продолжается до тех пор, пока не появится однозначный сигнал о его прекращении».
Принципы, которые мне хотелось бы обсудить – на мой взгляд, они самые важные – это «цена учитывает все новости» и «все тренды делятся на три фазы». Каждый хочет знать, в какой точке находится рынок и что будет с купленными акциями. Если вы знаете это, то вы лучше понимаете ситуацию и можете составить план, учитывающий все варианты развития событий. Если посмотреть график SPY за 2007 год, то на нем отчетливо видно, что рынок переживал фазу реализации. Во время этой фазы тренд может развиваться в разных направлениях – как вверх, так и вниз. В 2007 году он пошел вниз. Поэтому рынок вступил в фазу публичного участия с «медвежьим» настроением.
Чем важна фаза публичного участия? Если вы точно знаете, что рынок переживает именно эту фазу, и он движется вниз, то вам нужно покупать. Вы понимаете, что фаза накопления не за горами, поэтому стоит начинать покупать уже сейчас. Все в жизни развивается циклически. Так что если рынок находится в точке, непосредственно предшествующей падению, то это значит, что он снова вырастет. Затем наступит фаза реализации, и многие участники рынка утихомирятся. Нисходящего тренда нет до тех пор, пока все не признают, что он есть.
– Я знаю, что, проводя анализ рынка, вы используете гэпы. В чем состоит технология?
– Если говорить о гэпах, то давайте перейдем к дневному графику Apple. На дневном интервале хорошо видно, что мы, вне всяких сомнений, находимся в фазе реализации. Многие рассматривают ее в качестве канала. Канал – это когда цена меняется в определенном русле в течение длительного времени. О том, как работают гэпы в фазе реализации, я говорю потому, что именно здесь они наиболее мощные, и это дает надежду на рост портфеля.
Итак, сейчас Apple в фазе реализации. Какой цвет на японской свече сегодня? Черный. Как возникают черные свечи? Они появляются под давлением продавцов.
Черные свечи показывают, что цена закрытия акций ниже, чем цена открытия. Очевидно, в этом случае все продают. На графике мы наблюдаем это трижды, когда высокие черные свечи, показывающие практически одинаковую цену, заставляют людей продавать. Зачем люди это делают? Потому что они уже три раза заработали на этом деньги, и теперь хотят повторить успех снова, в четвертый раз.
Сейчас мы в фазе реализации. Все, кто продают Apple, если таковые имеются, – это медведи. Они открывают медвежьи позиции. Они хотят, чтобы цена акций упала. Но если она вырастет, если завтра Apple откроется по цене выше 135 – вся прибыль улетучится. Почему это произойдет? По двум причинам: из-за смены настроений и завершения фазы реализации. А когда фаза реализации заканчивается, что наступает после нее? Фаза публичного участия. Этот гэп – один из моих любимых. Я называю его «прорывным» и всегда стараюсь его найти.
У нас фаза реализации, мы знаем, что люди оказались в ловушке, сегодня мы видим черную свечу, а завтра появится огромный гэп над уровнем сопротивления или выше оси. Все, кто открыл сегодня короткие позиции, поспособствовали тому, что цена акций вырастет больше, чем ожидалось.
Могу привести еще один пример «прибыльного» гэпа. Я использовал его в начале 2015 года.
Здесь мы видим фазу накопления (между зелеными линиями). Давайте посмотрим на настроения рынка, у нас была черная свеча, затем стоимость акций подскочила выше уровня сопротивления, и на этом фаза накопления завершилась. Люди оказались в ловушке и потеряли деньги. Это хороший пример «прорывного» гэпа. Если вы видите нечто подобное, то надо сделать всё возможное, чтобы сыграть на повышение.
Сейчас я покажу вам другой интересный график – ноябрь 2014. Мы видим, что фаза реализации началась в марте 2014 года (между красными линиями), и мы уже видели три черных свечи. В предыдущий день на акциях Google была четвертая черная свеча. Резкое изменение цены оказалось ловушкой для «медведей».
– Насколько я понимаю, подобный анализ в значительной степени основан на человеческом факторе. Насколько часто стадный инстинкт заставляет людей принимать неправильные решения?
– Подобное происходит с людьми, у которых нет плана. Люди, которые идут за стадом, более эмоциональны, они не чувствуют необходимости в осознании того, чего стоит ждать от рынка.