Динамика государственного долга Москвы (розовым — объем действующего публичного долга)
Источник: Cbonds
Традиционно одним из самых крупных заемщиков на рынке облигаций регионов была и остается Москва. Сейчас, когда на столичный бюджет выпали большая доля расходов и сокращение доходов, правительство Москвы собирается привлечь на облигационном рынке рекордные суммы за последние десять лет — 700 миллиардов за три следующих года и 400 млрд в течение 2021 года.
В этом году бюджет Москвы будет рекордно дефицитным. Проект бюджета на 2021 год предполагает наличие дефицита в 510 млрд. рублей. Предыдущий самый крупный дефицит был в 2014 году и был в 9 раз меньше — 55,5 млрд. рублей. Правительство Москвы не собирается сокращать ни социальные, ни инфраструктурные программы, а наоборот, настроено усилить поддержку бизнеса и граждан. Остались в силе и все инвестиционные программы: за их счет столичные власти планируют обеспечить приток денег в бюджет в последующие несколько лет.
Поступления в московский бюджет также существенно сократятся. Основные источники доходной части, НДФЛ и налог на прибыль организаций (составляют более 70% от всех доходов Москвы), снизились за весенне-летний период и с большой долей вероятности станут еще меньше по итогам 2020 года. Резкое увеличение трат при снижении расходов уже сформировало текущий дефицит за 2020 год в 186 миллиардов.
Динамика основных показателей бюджета (доходы, расходы и дефицит/профицит)
Источник: Cbonds
Крупные текущий и будущий дефициты планируется покрывать в основном за счет увеличения долга путем выпуска облигаций. За последние десять лет самой крупной суммой действующего публичного долга Москвы стали 223 млрд. рублей в 2011 году. Самый крупный прирост облигационного долга произошел за 2009 год, когда столичные власти привлекли около 110 миллиардов на рынке долговом рынке.
Сопоставляя эти цифры с планами привлечь почти 400 млрд только за следующий год, масштаб предстоящих выпусков впечатляет. Однако даже при таком резком и крупном увеличении долговой нагрузки на регион ожидать повышения ставки, либо спреда относительно ОФЗ, не стоит. Москва имеет высший национальный кредитный рейтинг ruААА, и обладает сопоставимым с Россией международным рейтингом — BBB у агентства Fitch и BBB- у S&P. За счет инвестиционного уровня рейтинга ориентировочный дисконт по отношению к ОФЗ, по оценкам, составит не более 50 б.п. Этого будет достаточно для того, чтобы обеспечить высокий спрос со стороны институциональных игроков, но для частных инвесторов такое предложение будет выглядеть недостаточно привлекательно.
Автор: Илья Григорьев
для частных инвесторов такое предложение будет выглядеть недостаточно привлекательно
Тут в точку.