Потребительское доверие в США в марте упало до самого низкого уровня за более чем четырехлетний период, поскольку домохозяйства опасаются возникновения рецессии в будущем и увеличения инфляции из-за введения таможенных тарифов.
Международная неправительственная исследовательская организация The Conference Board сообщила, что ответы в ходе опроса показали, что «в частности растет беспокойство по поводу влияния торговой политики и таможенных тарифов», добавив, что «также было больше, чем обычно, упоминаний экономической и политической неопределенности».
Индикатор ожиданий с шестимесячным горизонтом достиг 12-летнего минимума и такое падение вряд ли может быть объяснено только лишь опасениями замедления экономики.
«Потребители встревожены» — заявил главный экономист High Frequency Economics Карл Вайнберг. «С большим для себя риском мы все же выскажем предположение, что хаос в Вашингтоне как-то связан с этим. Ухудшение потребительских настроений после проведения президентских выборов в ноябре больше нельзя списывать на случайное совпадение».
По данным The Conference Board индекс потребительского доверия в США в марте упал на 7.2 пункта до 92.9 пунктов, что является наименьшим показателем с января 2021 года. Эта цифра уступила усредненному прогнозу в 94.0 пункта, опрошенных информагентством Reuters экономистов. Снижение индекса потребительского доверия The Conference Board четвертый месяц подряд совпало с аналогичным поведением индекса потребительского доверия Мичиганского университета, который также нивелировал весь прирост, достигнутый после победы Трампа на выборах в ноябре.
Индекс ожиданий, основанный на краткосрочных прогнозах потребителей в отношении доходов, бизнеса и условий на рынке труда, снизился на 9.6 пунктов до 65.2 пунктов — минимальной величины с марта 2013 года и значительно ниже пороговой отметки в 80 пунктов, которая обычно сигнализирует о приближении рецессии. Доля потребителей, ожидающих возникновения рецессии в течение следующих 12 месяцев, сохранилась на максимальном за последние девять месяцев уровне.
Несмотря на уныние, потребители не проявили особых признаков того, что они планируют резко сократить расходы на данный момент. Было отмечено небольшое снижение доли тех респондентов, кто намерен приобрести автомобиль в течение следующих шести месяцев.
«Такие факторы, как ухудшение настроений покупателей жилья и возросшая экономическая неопределенность из-за введения таможенных тарифов, могут препятствовать экономическому росту в ближайшие месяцы» — заявила экономист в Citigroup Элис Чжэн.
Медианный уровень инфляции, ожидающийся в течение следующих 12 месяцев, вырос до 5.1% (наивысший уровень с мая 2023 года) с 4.7% в феврале. Глава Федеральной резервной системы Джером Пауэлл на прошлой неделе проигнорировал недавний всплеск инфляционных ожиданий.
«Без сомнения, ФРС отвергнет этот результат, рассматривая его как возможное временное отклонение от прежних более низких цифр, но долгосрочная перспектива формируется из последовательности краткосрочных прогнозов, и резкое повышение показателя с декабря выглядит тревожным» — сказал старший экономический советник в Brean Capital Конрад Декадрос. «В апреле и мае 2020 года была достоверно спрогнозирована более высокая инфляция, несмотря на то, что базовая инфляция в годовом исчислении снижалась».
Хотя взаимосвязь между потребительским доверием и расходами не является однозначной, экономисты заявили, что продолжающееся ухудшение не следует игнорировать, добавив, что это соответствует их прогнозам относительно замедления экономического роста и высокой инфляции в этом году.
На прошлой неделе Центральный банк США оставил ключевую процентную ставку без изменений, хотя его представители заявляли, что планируется дважды снизить стоимость заимствований в этом году. Руководители ФРС уменьшили оценку роста валового внутреннего продукта в 2025 году до 1.7% с 2.1%, прогнозируемых в декабре. Они проектируют базовую инфляцию на уровне 2.8% в конце текущего года, пересмотрев ранее предсказанное значение 2.5%.
«Потребительские настроения уже должны были ухудшиться в начале 2025 года после значительной покупательской активности в конце прошлого года, но эти цифры повышают риск более существенной паузы в расходах» — отметил главный экономист по США в Santander U.S. Capital Markets Стивен Стэнли.