За последние несколько лет структура сбыта продукции Норникеля сильно изменилась. Норникель — одна из немногих российских компаний, поставляющая основной объем своей продукции на экспорт, преимущественно на Азиатские рынки. Поэтому наши сбытовые потоки в значительной степени подвержены санкционным и логистическим рискам.
Экономические и политические изменения в мире делают тему развития Северного морского пути наиболее актуальной. Арктическая транспортная «артерия» способна решить логистические проблемы перенаправления российской экономики на восток, ускорить развитие удаленных северных территорий, а также предоставить мировым грузоперевозчикам более быстрый и дешевый маршрут между Азией и Европой.
Очередную серию постов мы решили посвятить крупнейшей в стране транспортной артерии. Обсудим историю становления маршрута и перспективы развития СМП для российского бизнеса.
История исследования СМП
Северный морской путь (СМП) — это кратчайший морской маршрут между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично по Тихому океану через Берингово море. Общая протяженность СМП составляет около 5 600 км.
Освоение СМП было начато еще русскими поморами, которые с XIII века достаточно активно ходили по северным морям. Экспедиция Витуса Беринга в 1743 году завершила географическое исследование СМП. Впервые за одну навигацию Северный морской путь с запада на восток прошел с экспедицией Отто Шмидт в 1932 году, а с востока на запад в 1934 году капитан Николай Николаев. Плавание по СМП в СССР, да и во всем мире воспринималось как подвиг. Весь мир помнит героическую эпопею ледокола Челюскин, который потерпел крушение в 1934, немного не дойдя до Берегового пролива (экипаж был эвакуирован советскими летчиками).
Освоение Северного морского пути при СССР
В 1930-х советское руководство активно продвигало освоение СМП как часть общей политики индустриализации. Во время Великой Отечественной войны Северный морской путь стал важнейшей транспортной магистралью для снабжения фронта. За годы войны по маршруту через шесть морей было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. По нему также осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в зону ведения военных действий — Баренцево море. Мало кто знает, но основной поток помощи союзников по программе ленд-лиза с конца 1942 г. из-за блокады немецких подлодок стал проходить не по маршрутам в Северной Атлантике, а Северным морским путем, с востока на запад, из американских портов Сан-Франциско и Сиэтл до бухты Провидения и Архангельска, трасса была разделена на два основных района: Западный и Восточный, в каждом имелся свой штаб морских операций. В период навигации основные порты работали круглосуточно, отправляя на запад страны продовольствие, энергоресурсы, древесину.
В 1950-х годах началось активное строительство атомных ледоколов, что стало переломным моментом для развития СМП. Пик грузоперевозок Севморпути в XX веке приходится на 1987 год — тогда по нему было перевезено 6,5 млн тонн грузов.
СМП сегодня
Сегодня Россия рассматривает СМП в первую очередь как важнейшую национальную транспортную артерию. По СМП каждый год доставляются десятки миллионов тонн грузов. В 2022 году арктический контейнеровоз Норникеля «Мончегорск» совершил экспериментальный рейс по маршруту Шанхай – Мурманск – Санкт-Петербург. Обратный путь от Восточно-Китайского моря до Финского залива занял 34 дня, из которых 10 дней судно шло по линии Северного морского пути.
Оператором ледовой проводки по Севморпути является корпорация Росатом. В ближайшие годы для развития Северного морского пути запланированы несколько крупных проектов и инициатив, направленных на улучшение инфраструктуры маршрута, увеличение грузопотока и обеспечение круглогодичной навигации. В частности, ведется строительство нескольких ледоколов, а также реализуются мероприятия по развитию гидронавигационной, метеорологической инфраструктуры, разрабатываются системы централизованного управления круглогодичным судоходством на всей акватории СМП на базе единого диспетчерского центра управления.