Сегодня США занимают второе место в мире по производству автомобилей. Быстрый рост автомобильной промышленности в стране с 2010 года был одним из главных инструментов для создания новых рабочих мест и, соответственно, укрепления американской экономики. В 2016 году еще до президентских выборов Дональд Трамп обещал приложить все усилия, чтобы поддержать имидж США как лидера по производству автомобилей и возродить в стране заводы и фабрики. На данный момент Трамп не намерен отказываться от своей программы и хочет возродить промышленное производство в США путем переноса производственных мощностей американских автомобильных концернов из Мексики обратно в США.
Так, в 2017 году General Motors, Ford и Toyota были вынуждены перенести часть заводов на территорию США под угрозой введения импортных пошлин на ввоз автомобилей из Мексики. Кажется, что поддержка президента способствует росту американского автопрома, тем более что ситуация в автомобильной отрасли всегда служила опережающим индикатором состояния американской экономики в целом, которая сейчас как раз набирает обороты. По итогам II квартала текущего года темп роста ВВП США составил 4,2% к/к в годовом выражении, приблизившись к максимуму 2014 года. Однако по итогам 2017 года объемы производства и продаж автомобилей в США сократились впервые с 2010 года.
Показатели автомобильной промышленности США, 2010–2017 гг.
Источник: портал VERcity, расчет QBF
Несмотря на то, что объем производства в 2017 году сократился на 8,5% г/г до 11,2 млн автомобилей, а объем продаж — лишь на 1,8% г/г, это вызвало волну беспокойств относительно будущего автомобильной промышленности. На Уолл-стрит заявили, что не исключают спад производства и в последующие годы, приводя в пример сокращения на заводе производителя General Motors в январе 2018 года, когда работу потеряли 1200 человек. При более детальном анализе можно выделить несколько ключевых факторов, которые негативно повлияли на снижение выпуска и продаж в отрасли.
Структура продаж концернов Ford, GM и FCA в США, 2010–2017 гг.
Источник: портал VERcity, расчет QBF
Во-первых, за последние несколько лет наблюдается сокращение спроса на «классические» легковые автомобили, в то время как популярность кроссоверов, внедорожников и пикапов растет с каждым годом. Только в 2017 году спрос на компактные автомобили в США сократился на 11% г/г, а спрос на кроссоверы и внедорожники вырос на 8% г/г. За пять лет с 2012 по 2017 гг. доля легковых машин на американском авторынке упала с 51% до 37%. Представители компаний Большой детройтской тройки (GM, Ford и FCA) заявили, что они постепенно сворачивают производство небольших и экономичных легковых автомобилей и переходят на более рентабельные внедорожники и пикапы.
По итогам 2017 года средние показатели ROA и ROE автопроизводителей США составили 3,5% и 20% соответственно, в то время как ROE в секторе «больших» автомобилей находится на уровне 30% благодаря их высокой стоимости по сравнению с легковыми автомобилями. Американский автоконцерн Ford в финансовом отчете за I квартал 2018 года объявил о том, что компания распрощается с моделями Fusion, Focus, Fiesta и Taurus, чтобы удвоить производство грузовых автомобилей и внедорожников. Итало-американский автомобильный концерн Fiat приостановил выпуск автомобилей Dodge Dart и Chrysler 200, чтобы сконцентрироваться на производстве внедорожников марки Jeep и пикапов Dodge и Ram. Несмотря на то, что производители стараются как можно быстрее перестроить производственные мощности, переориентация производства может занять еще несколько лет. Во-вторых, автомобильные концерны столкнулись с проблемой увеличения издержек производства в связи с ростом цен на металлы, которые используются в автомобильной промышленности. В основном это касается таких металлов, как алюминий и палладий. Рынок алюминия в настоящий момент является дефицитным, в особенности после того, как компания «РусАл», мировой лидер по экспорту алюминия, попала под действие антироссийских санкций со стороны США. Ситуация усложнилась еще и тем, что с 1 июня 2018 года США ввели импортные пошлины на сталь и алюминий для производителей из ЕС, Канады и Мексики. В 2016 году дефицит на мировом рынке алюминия составил 0,7 млн тонн.
В 2017 году объем мирового производства первичного алюминия вырос на 5,4% г/г, но тем не менее на рынке сохранился дефицит в объеме 1,1 млн тонн (около 1% от общего потребления алюминия в мире). По оценке компании «РусАл», в 2018 году можно ожидать дефицит в размере 1,9 млн тонн, который сохранится до 2021 года. В настоящее время мировой спрос на первичный металл растет в среднем на 4–5% ежегодно и к 2021 году может составить 73,2 млн тонн. Быстрее всего спрос на алюминий растет в США (5% г/г в 2017 году) в основном за счет автомобильной промышленности. Согласно оценкам экспертов, к 2025 году 25% всех производимых транспортных средств будут иметь полностью алюминиевые кузова.
Динамика цен на алюминий, платину и палладий, 2010–2018 гг.
Источник: Финам
Палладий используется в автомобильной промышленности для производства автокатализаторов в бензиновых двигателях, которые в последние годы становятся всё более популярны на фоне снижающегося спроса на дизельные двигатели с платиновыми автокатализаторами. Так, только в Германии в январе 2018 года продажи дизелей сократились на 17,6% г/г, а в Великобритании доля автомобилей с дизельными двигателями за последний год сократилась с 45% до 35%. Отчасти рост популярности бензиновых двигателей можно считать последствием «дизельгейта».
«Дизельгейт» — афера концерна Volkswagen, раскрытая в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, выбрасываемых в воздух. Тем не менее эксперты считают такую реакцию рынка глобальным трендом по отказу от дизелей, поскольку при всей экономичности они отличаются повышенными выбросами токсичных веществ в атмосферу, что особенно негативно сказывается на экологической обстановке в городах. На фоне сложившейся ситуации с 2009 года мировой автопром увеличил потребление палладия почти в два раза, а цены на палладий находятся в многолетнем растущем тренде, подорожав с 2010 года в 2,5 раза.
В-третьих, под влиянием внешних институциональных факторов меняются предпочтения американцев в выборе транспортного средства. Можно выделить следующие факторы, которые зачастую вынуждают потребителей отказаться от покупки автомобиля:
С учетом упомянутых выше тенденций электрокары и автомобили с гибридными двигателями могут стать неплохой заменой для американцев по всем параметрам. По результатам 2017 года продажи электрифицированных автомобилей увеличились на 26,6% г/г и составили почти 200 тыс. ед. В 2018 году ожидается еще более значительный рост продаж электромобилей на фоне роста цены на бензин (в I полугодии рост составил 27,7% г/г до $2,1 за галлон). Дополнительным аргументом к покупке электрокара может стать наличие федеральной налоговой льготы в размере $7,5 тыс. на покупку электромобиля вдобавок к дополнительным льготам, которые предоставляют отдельные штаты, в частности, Калифорния, Орегон, Нью-Йорк.
Несмотря на то, что сейчас электромобили занимают лишь 2% американского рынка автомобилей, аналитики банка UBS считают, что к 2025 году их доля вырастет до 14%. По прогнозам банка Morgan Stanley, уже к 2040 году продажи электрокаров превысят продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и составят примерно 51% от всех продаж в отрасли.
Наиболее востребованные электромобили в США по результатам продаж
Источник: портал InsideEVs
В настоящее время компания Tesla является лидером на рынке электрокаров США. Продажи автомобилей Model S, Model X и Model 3 составили чуть менее 50% всех продаж в данном сегменте на американском рынке с января по май 2018 года. При этом практически у всех ведущих автомобильных брендов также есть проекты электрокаров, среди которых можно выделить Honda Clarity, Hyundai IONIQ, BMW i3, Nissan LEAF, Kia Soul EV и Chevy Bolt EV. Постепенно появляются и электрифицированные подключаемые гибриды, например, Chrysler Pacifica и Mitsubishi Outlander, которые пользуются популярностью у семей с детьми. Очевидно, в ближайшие несколько лет Tesla столкнется с большой конкуренцией со стороны более крупных автомобильных концернов, которые могут потеснить ее с лидирующей позиции.
Структура автомобильного рынка по итогам продаж за I полугодие 2018 года.
Источник: портал VERcity, расчет QBF
Первоначально Tesla обещала акционерам рентабельность собственного капитала в 25%, но рост цен на сырье и колебания валютных курсов отдаляют инвесторов от первоначальных ожиданий. Говоря о будущем электрокаров и учитывая, что у Tesla почти нет конкурентных преимуществ, вероятно, новые электромобили от ведущих автомобильных брендов будут по техническим характеристикам превосходить Tesla. Во-первых, они заранее учитывают проблемы, которые пришлось преодолевать Илону Маску. Во-вторых, их опыт организации серийного производства намного больше, чем у Tesla.
Таким образом, на данный момент американский автопром переживает спад, который может продлиться еще некоторое время, несмотря на укрепление американской экономики в целом. Однако происходит это отнюдь не потому, что эра автомобилей подошла к концу, а потому что спрос на транспортные средства претерпевает структурные изменения в связи с трансформацией предпочтений американцев. Давление на автопроизводителей оказывает также рост цен на сырье и металлы на мировых финансовых рынках и торговая политика протекционизма, проводимая президентом Дональдом Трампом.
Тем не менее уход Большой детройтской тройки с рынка производства легковых автомобилей — это положительная новость для оставшихся на нем иностранных компаний. В первую очередь, это касается японских Toyota, Honda и Nissan, а также южнокорейского автопроизводителя Hyundai. Ни одна из вышеперечисленных зарубежных компаний не прекращает производства своих автомобилей, а японская компания Toyota даже строит новый завод для производства седанов Corolla в штате Алабама. Вероятно, эти компании являются самыми перспективными на американском рынке, поскольку имеют неплохие шансы догнать по объему производства крупные автоконцерны и даже составить им конкуренцию. При этом автопроизводители Ford, GM и FCA также не теряют своей инвестиционной привлекательности и имеют большой потенциал для роста в сегменте «больших» автомобилей.
Ксения Лапшина — младший аналитик QBF
С другими нашими обзорами можно ознакомиться по ссылке http://medium.com/@qbf
Самая актуальная аналитика — в нашем Telegram и Twitter.
Следите за нашими обновлениями также в ВК, FB, Instagram и Youtube.