Стартовал новый сезон отчетностей — компании отчитываются за четвертый квартал 2019 года. Выход нового отчета о финансовых результатах может стать ключевым фактором, влияющим на цену акций. По отчетам инвестор может оценить финансовое состояние компании, перспективность бизнеса и потенциальные риски, от которых зависят и дивиденды, и доходность по акциям.
Разбираемся, как можно заработать на отчетности.
Многие игроки на рынке считают, что заработать на отчетности можно исключительно в моменте. Эту теорию опровергает существование такого явления, как post-earnings announcement drift (PEAD).
Это движение цены акции в направлении, которое задают результаты отчетности. Если компания превзошла ожидания, ее акция должна вырасти, и наоборот.
Гипотеза эффективности рынка, сформулированная в 1970 году известным американским экономистом Юджином Фамой, гласит: «Рынок, в котором цены всегда полностью отражают доступную информацию, называют эффективным».
Из этой гипотезы следует, что рынок должен моментально реагировать на новую финансовую отчетность и сразу же в полной мере учитывать результаты компании в стоимости ее акций: если компания отчиталась хорошо, цена должна моментально полететь вверх, а если плохо, то — вниз. Тем не менее такая ситуация возможна только в идеальном случае, и существует немало исследований, доказывающих, что текущая финансовая отчетность имеет не одномоментный эффект, а может оказывать влияние на стоимость акций в течение какогото промежутка времени. Отсюда и появился термин PEAD.
Из концепции PEAD вытекает правило трех дней. Этого правила придерживаются профессиональные инвесторы и управляющие компании, в числе которых одна из крупнейших инвестиционных компаний в мире — PIMCO.
Правило трех дней
Если после сильного отчета акции компании взлетели, то ее инвестору стоит подождать как минимум три торговых дня, прежде чем зафиксировать прибыль, потому что акция, вероятно, продолжит расти в течение этого времени.
Если же компания отчиталась плохо, и акции обвалились, то инвестору также следует подождать как минимум три торговых дня, прежде чем покупать бумагу, так как она может подешеветь еще сильнее.
На сегодняшний день нет единого мнения о том, что именно вызывает PEAD. Такие экономисты, как Бернард, Томас, Абарнабелл, Болл, Бартов, Хитон, считают, что инвесторы могут недооценивать компании и им нужно время, чтобы скорректировать свои ожидания. Так, компания может последовательно отчитываться лучше ожиданий, потому что большинство участников рынка каждый новый квартал ждут, что на этот раз «сюрпризов» не будет.
Также инвесторы могут слишком сильно полагаться на прошлые показатели и не придавать должного значения изменениям в текущем отчете, потому что они до конца не уверены, фундаментальны ли эти изменения или нет. В итоге первоначальная реакция на отчет может быть незначительной, а в долгосрочной перспективе — чрезмерной, что и провоцирует движение акций в течение некоторого периода времени после отчетности.
Наиболее популярное исследование на эту тему — это анализ американского фондового рынка экономистами Бернардом и Томасом. Они изучили динамику акций более 80 тысяч американских компаний после квартальных отчетов за период 1974—1986 годов и поделились результатами исследования в работе «Реакция цены акций на отчет о доходах» (1989 год). Вот наиболее интересные из них:
PEAD — рыночная аномалия, доказанная многими исследователями и продолжающая существовать на рынках акций. Она говорит о том, что акции склонны расти еще некоторое время после удачной отчетности и падать еще некоторое время после неудачной.
Но стоит помнить, что исследования изучают этот эффект на большой выборке акций. Для конкретной бумаги или конкретной ситуации такая аномалия может не проявиться. Стратегия PEAD не гарантирует сверхдоходность каждой торговой идеи.
Тем не менее, если скомбинировать результаты изучения PEAD в виде «правила трех дней» с методами фундаментального анализа, инвестор может увеличить доходность своих действий за счет выбора более оптимальной точки для покупки или продажи бумаги.
Зарабатываете на отчетности?