Главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман дал
интервью РБК, в котором поделился последними новостями о компании, а также своим взглядом на отрасль. Некоторые цитаты из интервью:
- Есть пять ключевых факторов, влияющих на потребителя, перечисляет Шехтерман: ассортимент, удобство (время получения товара или услуги), атмосфера, «недавно появившаяся в повестке» социальная ответственность и цена. Но именно цена «была, есть и будет» основным. Собеседник РБК приводит данные: в 2012 году фактор стоимости продуктов при принятии решения был ключевым для 60% покупателей, в 2018-м показатель снизился до 52%. Но в первом квартале 2021-го он вернулся на уровень 57%.
- «Этот год будет очень челленджным для ретейлеров», — анонсирует Шехтерман. Он объясняет это тем, что прошлый год был «взрывным» с точки зрения выручки для многих продуктовых сетей: «HoReCa была закрыта, весь спрос на продукты питания реализовался через магазины. Поэтому мы понимаем, что будет сложно поддерживать рост выручки на уровне прошлого года». Но компании по итогам первого квартала удастся показать рост выручки с прошлым годом на уровне чуть меньше 10%, по году X5 рассчитывает на годовой прирост +10%.
- 12 апреля X5 Retail Group объявила о выходе в новый для компании сегмент dark kitchen благодаря сделке с компанией «Много лосося». «Много лосося» – фудтех-проект, развивающий федеральную сеть dark kitchen («тёмных кухонь») и пул ресторанных онлайн-брендов. Сегодня компания выполняет более 60 000 заказов в месяц. Игорь Шехтерман отметил: «У этого бизнеса мы видим большой потенциал, но у нас нет в нем компетенций — мы в ресторанном бизнесе неспециалисты. Наша фабрика-кухня в Подмосковье производит упакованную еду, которая затем привозится в магазины. Когда мы говорим про dark kitchen — это другая система, можно рассматривать ее как ресторан или кафе, но без посадочных мест». По словам Шехтермана, стратегия компании последних лет предусматривает выход в новые сегменты бизнеса через партнеров.
- При совершении онлайн-покупок у покупателя есть три миссии, объясняет Шехтерман: «Первая миссия — это «экспресс-экспресс», когда ты хочешь, чтобы тебе в течение 15 минут быстро что-то принесли. Вторая миссия, когда для тебя неважно — 15, 30 минут или час, но тебе больше важен ассортимент, его ширина и глубина. Третья миссия — тебе неважно, привезут тебе сегодня или завтра, но ты заказываешь большое количество различных продуктов — и еду, и non food». По его словам, X5 Retail Group сегодня концентрируется на второй и третьей миссиях. «У нас, в отличие от наших конкурентов, которые продают через dark store, покупатель имеет возможность приобрести весь ассортимент магазина. Соответственно, средний чек за счет этого в два раза больше, чем, например, в «Самокате» и «Яндекс.Лавка».
- Но выход в «экспресс-экспресс» компания также рассматривает. По словам Шехтермана, компания уже пилотирует dark store на базе «Пятерочек» (компания переделала их в новый концепт) — таких магазинов уже восемь в Москве.
- О стратегии X5 присутствовать на всех этапах клиентского пути вокруг еды: «Наша задача — быть и на этом, начальном, этапе клиентского пути. Через несколько месяцев будет запущена медиаплатформа, которой будет руководить выходец из «Яндекса» Николай Шестаков. На платформе и в приложении будут кулинарные сайты с рецептами, сайты для сравнения цен».
- О продаже бытовых товаров на маркетплейсе «Перекресток Впрок»: «Мы не можем и не хотим заниматься всем. В нашем маркетплейсе «Перекресток Впрок» постепенно будут все категории, которые так или иначе крутятся вокруг еды, но они должны быть высокочастотными в выборе и быстро оборачиваемыми. Например, холодильник не такая продукция. Для того чтобы построить маркетплейс вокруг всего, нужно время, и возможно, на определенном этапе мы к этому придем».
- До конца 2021-го компания запустит сервис подписки, сейчас она пилотирует эту возможность со всеми проектами и сервисами компании: подписка будет давать возможность получить скидки в магазинах ретейлера и его партнеров. Кроме того, вместе с Альфа-банком компания начнет оказывать финансовые услуги в рамках проекта «Цифровой дискаунтер» клиентам компании, в частности, будет разработана система платежей, встроенная в мобильные приложения всех бизнесов X5.
- Про превышение доли 25% от рынка в Санкт-Петербурге: «С точки зрения Санкт-Петербурга мы, несмотря на это (запрет на покупку и открытие магазинов. — РБК), достаточно неплохо справляемся с ситуацией. У нас там растут продажи с квадратного метра, а экспресс-доставка позволяет, даже несмотря на то что город закрыт для развития, привлекать новых покупателей».