Теория бо́льшего дурака

Тео́рия бо́льшего дурака́  (Greatest Fool Theory) — теория, которая утверждает, что можно делать деньги, покупая ценные бумаги, товар и т.п., независимо от их ценности и цены, а позже продавая их с прибылью потому, что всегда найдется кто-то (глупее, «бо́льший дурак»), кто также рассчитывает быстро перепродать актив с прибылью.
Инвестирование согласно этому принципу игнорирует ценовые уровни, информационные и денежные риски.
История
Ярким классическим примером «теории бо́льшего дурака» в инвестиционно-финансовой сфере является т.н. тюльпановый кризис (Tulip Mania) в Голландии 1630-х годов.

Самыми дорогими считались луковицы сорта «Semper Augustus» — известна сделка по продаже одной луковицы этого сорта по цене 6000 гульденов.

Справка:
  • в 1623 году одна луковица популярнейших сортов тюльпанов стоила 1000 гульденов.
  • годовой доход среднестатистического голландца того времени составлял 150 гульденов.
  • одна тонна масла стойла 100 гульденов.
  • 10 откормленных свиней — 300 гульденов.
  • известны факты, когда тюльпаны менялись на недвижимость и землю.
  • в 1635 году 40 тюльпановых луковиц было продано за 100000 гульденов.
 
Позднее, мыльные спекулятивные пузыри неоднократно возникали и лопались на ведущих мировых финансовых площадках:

крах фондовой биржи в 1929 году...

«золотой пузырь» в 1980 году...

«пузырь доткомов», произошедший в 2000 году
 
 
С «теорией бо́льшего дурака» сильно связаны понятия «цены и ценности», «информационного и денежного риска».


Цена и ценность
Цена есть сиюмоментное соглашение продавца и покупателя о ценности торгуемого товара.
Любая цена — это сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое биржевой толпой и выраженное в факте сделки.
Соглашение о ценности все время меняется ввиду несоответствия оценок товара торгующими: покупает тот, кто считает истинную (в его понятии) ценность товара выше той денежной суммы, за которую ему товар продают, а продавец думает, что товар, наоборот, переоценен. Значит, наличие у каждого из торгующих собственных представлений о ценности товара является необходимым условием совершения сделки.
 
Информационный и денежный риск
Информационный риск подразумевает наличие достоверной информации о том, какую сделку в данный момент должен открывать трейдер – на покупку или на продажу. В статистическом выражении информационный риск может составлять от 0% до 100%
Денежный риск – эта та сумма денег, которую трейдер может потерять, если окажется не прав.
 
Рассмотрим соотношения информационного и денежного риска при принятии решения на покупку.
Пример 1:
Все (практически все) участники рынка оптимистично настроены на рост.
«Быки» уверенно обновляют максимумы.
Есть риск покупки по самой высокой цене.
Защитный стоп будет стоять очень далеко от уровней поддержки.
 
Информационный риск = 0%
Денежный риск очень высокий.
 
Пример 2:
А когда денежный риск будет минимальным?
Силы “медведей” на исходе.
Большинство участников рынка уверены в нисходящем тренде.
Защитный стоп может быть коротким на уровнях поддержки.
 
Информационный риск практически =100%
Денежный риск – минимальный.
 
Вывод: при минимальном информационном риске денежный риск максимален и наоборот.
 
Источники:
[1] Александр Элдер «Как играть и выигрывать на бирже».
[2] И.И. Федоров, Дипломная работа «Глобализация как вид либерализма и Россия»
[3] Википедия.
[4] Другие источники.
Плюсануть +5 Править статью +Добавить статью Как выбрать брокера?
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: