маркет-мейкер (от англ. market maker, ММ) — участник рынка (как правило, профучастник), который обеспечивает моментальную
ликвидность в тех активах, которые за ним закреплены.
Для поддержания ликвидности в данном активе, маркет-мейкер выставляет заявки на покупку и на продажу в определенном объеме на определенном удалении друг от друга. Как правило, объем и расстояние между заявками, а также время исполнения маркет-мейкером по исполнению этих обязательств, определяются договором с
биржей.
Источники дохода официального маркет-мейкера:
- разница между ценой покупки и продажи (спрэд)
- возврат комиссии от биржи
По 1 пункту ММ может как получать доход, так и убыток. Доход маркет-мейкера максимален в случае спокойного неподвижного рынка. ММ может начать терпеть убытки в случае если объем спроса на актив или предложения актива сильно смещается в одну сторону, что создает на балансе у ММ большую направленную позицию.
Принцип совершения сделок при маркет-мейкинге[
2]:
Помимо официального маркет-мейкера, есть и неофициальные. Они не заключают договор с биржей и не получают плату от биржи за поддержание ликвидности, а пытаются просто заработать за счет разницы цен покупки и продажи.
Преимущество неофициального ММ в том, что он не имеет обязательств по присутствию в стакане и может спокойно уходить с рынка в момент неблагоприятной конъюнктуры.
Доходность робота-маркет-мейкера сильно зависит от
скорости соединения с биржей, поэтому как правило,
торговый робот размещается в дата-центре биржи.
Ключевым моментом в работе ММ является максимальная позиция, которую ММ теоретически придется удерживать при осуществлении операций. Следовательно, эффективность ММ зависит от
доступного на 1 инструмент капитала. Проблема баланса между капиталом ММ и приемлемой доходностью решается 3 способами:
- увеличение кредитного плеча
- оптимизация торгового алгоритма
- принудительная ликвидация всей позиции (разными способами)
Объем максимальной чистой позиции маркет-мейкера пропорционален шагу цены (спрэду) маркет-мейкера. Если увеличить шаг в 2 раза, то объем максимально необходимого
гарантийного обеспечения под 1 инструмент снизится в 2 раза.
Увеличение шага цены пропорционально сокращает количество сделок, а следовательно, снижает доходность.
Идеальный размер шага (спрэда) маркет-мейкера по инструменту вычисляется в зависимости от амплитуды колебаний цены данного инструмента. Для этого разумно подсчитать стандартное отклонение разностей соседних разворотных цен.
Интересные постулаты маркет-мейкерства:
- большое количество разнонаправленных сделок нивелирует тренд
- чем меньше глубина расчетного периода, тем выше эффективность стратегий маркет-мейкинга (расчетный период — период, для которого ММ подсчитывает свою максимальную позицию, потенциал доходности).
- расчетный период можно привязывать к направлению рынка (если направление меняется, что чистая позиция ликвидируется). Для этого, можно, например, использовать скользящую среднюю.
Источники:
[1] Журнал F&O, №5, май 2011. Давид Серебренников «Стратегии маркет-мейкинга»
[2]
http://www.rossmix.ru/pdf/RMNPF.pdf