маркет мейкер

маркет-мейкер (от англ. market maker, ММ) — участник рынка (как правило, профучастник), который обеспечивает моментальную ликвидность в тех активах, которые за ним закреплены.

Для поддержания ликвидности в данном активе, маркет-мейкер выставляет заявки на покупку и на продажу в определенном объеме на определенном удалении друг от друга. Как правило, объем и расстояние между заявками, а также время исполнения маркет-мейкером по исполнению этих обязательств, определяются договором с биржей

Источники дохода официального маркет-мейкера:
  • разница между ценой покупки и продажи (спрэд)
  • возврат комиссии от биржи
По 1 пункту ММ может как получать доход, так и убыток. Доход маркет-мейкера максимален в случае спокойного неподвижного рынка. ММ может начать терпеть убытки в случае если объем спроса на актив или предложения актива сильно смещается в одну сторону, что создает на балансе у ММ большую направленную позицию.

Принцип совершения сделок при маркет-мейкинге[2]:
маркет мейкер - принцип торговли

Помимо официального маркет-мейкера, есть и неофициальные. Они не заключают договор с биржей и не получают плату от биржи за поддержание ликвидности, а пытаются просто заработать за счет разницы цен покупки и продажи.

Преимущество неофициального ММ в том, что он не имеет обязательств по присутствию в стакане и может спокойно уходить с рынка в момент неблагоприятной конъюнктуры.

Доходность робота-маркет-мейкера сильно зависит от скорости соединения с биржей, поэтому как правило, торговый робот размещается в дата-центре биржи. 

Ключевым моментом в работе ММ является максимальная позиция, которую ММ теоретически придется удерживать при осуществлении операций. Следовательно, эффективность ММ зависит от доступного на 1 инструмент капитала. Проблема баланса между капиталом ММ и приемлемой доходностью решается 3 способами:
  • увеличение кредитного плеча
  • оптимизация торгового алгоритма
  • принудительная ликвидация всей позиции (разными способами)
Объем максимальной чистой позиции маркет-мейкера пропорционален шагу цены (спрэду) маркет-мейкера. Если увеличить шаг в 2 раза, то объем максимально необходимого гарантийного обеспечения под 1 инструмент снизится в 2 раза.

Увеличение шага цены пропорционально сокращает количество сделок, а следовательно, снижает доходность.

Идеальный размер шага (спрэда) маркет-мейкера по инструменту вычисляется в зависимости от амплитуды колебаний цены данного инструмента. Для этого разумно подсчитать стандартное отклонение разностей соседних разворотных цен.

Интересные постулаты маркет-мейкерства:
  • большое количество разнонаправленных сделок нивелирует тренд
  • чем меньше глубина расчетного периода, тем выше эффективность стратегий маркет-мейкинга (расчетный период — период, для которого ММ подсчитывает свою максимальную позицию, потенциал доходности).
  • расчетный период можно привязывать к направлению рынка (если направление меняется, что чистая позиция ликвидируется). Для этого, можно, например, использовать скользящую среднюю.

Источники: 
[1] Журнал F&O, №5, май 2011. Давид Серебренников «Стратегии маркет-мейкинга» 
[2] http://www.rossmix.ru/pdf/RMNPF.pdf 

Плюсануть +57 Править статью +Добавить статью Как выбрать брокера?
  1. Аватар acula_fx
    Winner (by decision), да и лимитники открываются точно по цене только в регламентах брокеров, хотя, не спорю цифра близка к 100%.

    В один прекрасный вечер (6 мая) пару лет назад я довольно неплохо убедился в этом.

    Там было все и сразу — и спред раздвинули шире некуда и лимитники исполняли как на душу ляжет… :)
  2. Аватар acula_fx
    rwsmart, вопрос-то было не про «хоп, ВНЕЗАПНО» — тут все что угодно может быть. Вопрос был про «именно существование спреда и комиссий подрывает мат. ожидание любой Торговой системы».
  3. Аватар Winner
    acula_fx,…
    "… подрывает мат.ожидание.."
    это одна из причин почему Герчик входит лимитником…
  4. Аватар Алексей (rwsmart)
    acula_fx, легко. если пипсовка расчитана на бой со спредом не шире 5 пунктов — хоп, ВНЕЗАПНО спред 20-25 пунктов — у твоей системы тут же падает КПД сигнала, матожидание даже по правильному логичному входу отрицательное — на выходе слив и красивый элегантно снижающийся график доходности
  5. Аватар acula_fx
    Winner (by decision), это в каком смысле «подрывает»? То что получаем игру с отрицательной суммой (вместо нулевой, как часто пишут все кому ни лень) — факт очевидный, но как это подорвать-то мат. ожидание может??
  6. Аватар Тимофей Мартынов
    Winner (by decision), спасибо за ценное дополнение
  7. Аватар Winner
    ММ может вести отдельно фьюч или акцию или только опционы по ним(ней), в большинстве случаев и то и другое ведет одновременно, что дает возможность дополнительного хеджирования своих открытых позиций по основному инструменту и так же дает возможность манипулировать ценой опциона удерживая(двигая) цену основного инструмента.
    Наивысший пилотаж для ММ вообще не входить в позиции, а только сводить вместе покупателя и продавца.Для этого ММ может прибегать к разрешенным действиям, например манипулировать спредом: при открытии рынка(амер.бирж.инструменты)возможно сильное расширение спреда до прояснения ситуации.
    Отметим так же, что именно существование спреда и комиссий подрывает мат. ожидание любой Торговой системы.
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: