Динамика поступления доходов и финансирования расходов в январе-октябре 2024 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного дефицита в рамках переходного периода 2024 года. [1]
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-октябре 2024 года составил 29 668 млрд рублей[2], что на 28,4% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2023 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+27% г/г), так и бюджетной системы в целом (+20% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика.
«Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме федерального бюджета сегодня составляет две третьих. В 2025 году нефтегазовые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета — 27%, а в 2027 году — 23%. Если посмотреть в целом на бюджетную систему, то доля доходов, не зависимых от нефти и газа, — 90%. Во-вторых, ненефтегазовый дефицит сокращается. Если в следующем году он будет 5,5%, то в 2027-м — около 5%. Это лучшие результаты, которые у нас были до ковида и в самые устойчивые периоды», — заявил Силуанов в интервью РБК.
Динамика поступления доходов и финансирования расходов в январе-сентябре 2024 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного дефицита в рамках переходного периода 2024 года.
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2024 года составил 26 289 млрд рублей, что на 33,2% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2023 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+27% г/г), так и бюджетной системы в целом (+21% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика.
«Доходная база федерального бюджета будет увеличена, прежде всего, за счет изменения налогового законодательства: суммарный эффект от налоговых новаций оценивается в размере 3,6 трлн рублей в 2025 году и достигнет 6,3 трлн рублей в 2027 году», — заявил председатель Счетной палаты РФ Борис Ковальчук на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
«Бюджет сбалансированный: рост расходов опирается на рост доходов. Дефицит низкий — это ограничивает проинфляционные риски. Если удастся выдержать заявленные параметры, бюджетная политика создаст условия для снижения ключевой ставки Банка России», — такое мнение высказал ТАСС генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко, комментируя проект федерального бюджета на следующую трехлетку.tass.ru/ekonomika/22047199
«Комментируя проект бюджета, все обратили внимание на рост расходов, но мало кто отметил рост доходов. В 2025 г. поступления в бюджет вырастут на 12% в номинальном выражении, или на 4 трлн рублей по сравнению с текущим годом, а всего за три года — на 20%, или на 7 трлн рублей. Увеличение доходов будет обеспечено ненефтегазовыми поступлениями — это, в первую очередь,результат уверенного роста экономики, а также принятых решений в части перераспределения налоговой нагрузки», — отметил Мутко.
О результатах размещения средств Фонда национального благосостояния
По состоянию на 1 октября 2024 г. объем ФНБ составил 12 787 132,6 млн рублей или 6,7% ВВП, что эквивалентно 137 922,3 млн долл. США.
На отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено:
— 221 782,6 млн китайских юаней;
— 292 494,1 кг золота в обезличенной форме;
— 1 612,3 млн рублей.
minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39331-o_rezultatakh_razmeshcheniya_sredstv_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya
По состоянию на 1 сентября 2024 г. объем ФНБ составил 12 165 767,0 млн рублей или 6,4% ВВП, что эквивалентно 133 415,9 млн долл. США.
smart-lab.ru/blog/news/1056772.php
Правительство РФ не планирует проводить через парламент поправки в федеральный бюджет 2024 года, воспользовавшись правом, которое ему будет предоставлено в этом году: увеличить расходы бюджета на сумму до 1,5 трлн рублей без внесения изменений в закон. Профинансированы они будут за счет бюджетных остатков, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Владимир Колычев.
Минфин повысил свою оценку дефицита бюджета текущего года до 3,296 трлн рублей, или 1,7% ВВП, с 2,120 трлн рублей, или 1,1% ВВП, предусмотренных законом о бюджете.
Ранее, 30 сентября, правительство внесло в Госдуму законопроект, который предоставляет ему право увеличить общий объем расходов федерального бюджета в 2024 году на сумму до 1,5 трлн рублей без внесения поправок в закон о бюджете текущего года.
www.interfax.ru/business/
«Вклад бюджета, федерального в первую очередь, но и бюджетной системы в целом, с точки зрения формирования монетарных агрегатов будет нейтральным, то есть он не будет приводить к формированию инфляции», — заявил замминистра финансов РФ Владимир Колычев на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.
Замминистра добавил, что инфляция носит монетарный характер.
«Если монетарные показатели растут быстрее, чем реальные показатели, то так или иначе разница между ними будет выплескиваться в рост цен, либо в индекс потребительских цен, либо в другие индикаторы ценовые, на рынке недвижимости и так далее», — сказал он.
«Детали бюджета еще предстоит проанализировать. Более подробно мы представим информацию по итогам октябрьского заседания совета директоров. Мы представим прогноз, который в том числе будет учитывать бюджетные факторы. Но в бюджете есть ряд неожиданных моментов, которые могут потребовать корректировки», — сообщил журналистам глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов в Южно-Сахалинске во вторник.
«Структурный дефицит исчезает, то есть будет в районе нуля, это очень важный стабилизирующий фактор», — отметил Тремасов.
Минфин повысил оценку дефицита федерального бюджета до 3,296 трлн рублей, или 1,7% ВВП, с текущих 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП, следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2025-2027 годы.
Изначально закон о бюджете на 2024 год предусматривал дефицит в размере 1,595 трлн рублей, или 0,9% ВВП.
Доходы бюджета в 2024 году составят 36,111 трлн рублей, или 18,4% ВВП.
Расходы бюджета в 2024 году прогнозируются на уровне 39,407 трлн рублей (20,1% ВВП).
В части источников финансирования дефицита ожидаются заимствования в 2024 году в размере 2,541 трлн рублей.
Использование Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования дефицита бюджета в этом году планируется в размере 1,3 трлн рублей.
www.interfax.ru/business/984433
«Его баланс (бюджета РФ) составлен из базовой расчетной цены на нефть в 60 долларов за баррель. Все, что выше этого уровня, будет направляться на пополнение фонда национального благосостояния», – процитировали слова Силуанова в ТАСС.
«Невысокий уровень дефицита бюджета позволяет нам опираться на внутренние источники финансирования дефицита бюджета», – добавил Силуанов.
Распоряжение о его внесении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
⚡️При формировании проекта нового трехлетнего бюджета правительство исходило из необходимости исполнения социальных обязательств перед гражданами и решения приоритетных задач, обозначенных Президентом.
⚡️Один из основных приоритетов – адресная поддержка беременных женщин и семей с детьми.
⚡️В частности, на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на 2025–2027 годы предусмотрено свыше 4 трлн рублей. Более 1,7 трлн рублей запланировано на предоставление маткапитала, свыше 12 млрд рублей на три года – на субсидии по обеспечению жильем молодых семей.
⚡️Около 37,5 млрд рублей предполагается направить на поддержку региональных демографических программ, направленных на повышение рождаемости.
🏫Необходимые средства также заложены на такие значимые направления, как горячее питание школьников, выплаты классным руководителям, капитальный ремонт и строительство новых образовательных учреждений, лекарственное обеспечение льготников, повышение уровня пенсионного обеспечения и возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам.
Отрицательная динамика поступления налога на прибыль в региональные бюджеты наблюдается у подавляющего большинства субъектов РФ, необходимо выяснить причины такого снижения, заявил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
«Что настораживает, и по итогам 9 месяцев, и по прогнозу на год у нас почти нет регионов – мало, чуть больше десятка – которые имеют положительную динамику по налогу на прибыль. Здесь не только нефть, не только уголь, это и по тем регионам, которые не имеют ни нефти, ни газа, ни угля», — сказал он.
«Мы обязаны проанализировать, что такого случилось в экономике, в реальном секторе, что резко упал налог на прибыль, в том числе, и как повлияло повышение ключевой ставки, стоимость кредитных ресурсов и другие факторы. В этом мы должны будем разобраться, причем не дожидаясь конца года», — сказал Артамонов, пригласив поучаствовать в этом и Счетную палату РФ.
«Проект бюджета внесут в Госдуму, я надеюсь, 30 сентября», — сказал он.
«В значительной степени прирост в августе произошел благородя высокой динамике доходов и традиционно не очень высокому уровню расходов с учетом сезонности», — прокомментировало Министерство финансов новые опубликованные данные об исполнении бюджета за январь-август.
О результатах размещения средств Фонда национального благосостояния
По состоянию на 1 сентября 2024 г. объем ФНБ составил 12 165 767,0 млн рублей или 6,4% ВВП, что эквивалентно 133 415,9 млн долл. США.
На отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено:
minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39254-o_rezultatakh_razmeshcheniya_sredstv_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya
По состоянию на 1 августа 2024 г. объем ФНБ составил 12 277 510,9 млн рублей или 6,4% ВВП, прогнозируемого на 2024 год
smart-lab.ru/blog/news/1046397.php
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-мае 2024 года составил 19 747 млрд рублей, что на 35,9% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2023 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+26% г/г), так и бюджетной системы в целом (+22% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика.