Глобальный дисбаланс между предложением рейсов и отложенным спросом по мере открытия авиаперевозок после пандемии привел к росту цен на билеты и доходности пассажиров — показателя среднего тарифа, уплачиваемого за милю каждым пассажиром
May 28, 2024
LONDON/SEOUL/CHICAGO — Цены на авиабилеты в Европе и Азии начинают стабилизироваться или падать в знак того, что затянувшийся туристический бум после COVID идет на убыль, что наносит удар по авиакомпаниям, борющимся с более высокими затратами и ограниченной доступностью самолетов.
Глобальный дисбаланс между предложением рейсов и отложенным спросом по мере открытия авиаперевозок после пандемии привел к росту цен на билеты и доходности пассажиров — показателя средней стоимости проезда, уплачиваемой за милю каждым пассажиром.
Но руководители отрасли, инвесторы и аналитики говорят, что тенденция «путешествий любой ценой» уравновешивается, и некоторые клиенты становятся более чувствительными к ценообразованию, поскольку они борются с инфляцией, которая привела к росту стоимости жизни.
Генеральный директор бюджетного перевозчика Ryanair Майкл О'Лири в этом месяце предупредил, что цены на билеты вырастут меньше, чем ожидалось, что приведет к падению акций европейских авиакомпаний.
«Немного удивительно, что цены не были выше, и мы не совсем уверены, является ли это просто потребительскими настроениями или ощущением рецессии в Европе», — сказал О'Лири.
В первые месяцы этого года тарифы не изменились по всему блоку по сравнению с 2023 годом, показывают данные исследовательской группы ForwardKeys.
Более суровая картина наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где тарифы упали больше всего, примерно на 16% в период с января по апрель в годовом исчислении, показывают данные.
Singapore Airlines на прошлой неделе сообщила о рекордной годовой прибыли, но рост чистой прибыли упал в последние три квартала. Азиатский авиаперевозчик заявил, что ожидает дальнейшего снижения доходности пассажирских перевозок по мере того, как авиакомпании расширяют пропускную способность.
Азия медленнее, чем другие регионы, снимает ограничения и наращивает количество рейсов в зарубежные направления.
«Мы считаем, что спрос и предложение сбалансируются... Цены на авиабилеты продолжат нормализоваться в течение 2024 года», — заявил в марте Рональд Лам, генеральный директор гонконгской авиакомпании Cathay Pacific.
Поездки на такие рынки, как Европа, Америка и Австралия из Китая, не восстановились. Экономика Китая вялая, а международные рейсы остаются на уровне около 70% от допандемического уровня — всего 16,5% на маршрутах США и Китая.
Flight Centre Travel Group сообщила, что цены на международные авиабилеты, проданные в Австралии, упали на 12,8% в годовом исчислении за первые три месяца года.
Тем не менее, цены в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли более чем на 7% по сравнению с 2019 годом, а тарифы в 2021 году выросли на 70% по сравнению с 2019 годом.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЦЕНЕ
Экономисты и инвесторы пока не настроены пессимистично. По словам экономистов, путешествия по-прежнему являются приоритетом расходов для большинства потребителей, особенно в Европе и Соединенных Штатах.Но экономисты и аналитики говорят, что более низкие цены на авиабилеты в Европе указывают на более низкие доходы и нормы сбережений по всему континенту, что заставляет потребителей искать более дешевые варианты, особенно в связи с тем, что отели и аренда автомобилей становятся все более дорогими.
«Несмотря на то, что потребители по-прежнему заинтересованы в путешествиях, европейские потребители, в частности, очень чувствительны к цене», — сказала Наталья Лечманова из Mastercard.
По ее словам, более дешевые направления, такие как Турция, Румыния и Балканы, становятся все более популярными среди европейских путешественников, ищущих альтернативы Франции или Италии.
Данные Европейской комиссии по туризму показали, что в этом году потребители потратят на континенте 742,8 млрд евро ($803 млрд), что на 14,3% больше, чем в прошлом году. Но это может быть в значительной степени обусловлено более богатыми американскими туристами, говорят отраслевые эксперты.
АМЕРИКА ПУТЕШЕСТВУЕТ
В то время как европейцы стремятся экономить, потребительские расходы в США держатся, при этом спрос на путешествия премиум-класса особенно высок.
По данным Mastercard Economics Institute, в первом квартале 2024 года около 16 миллионов американцев выехали за границу, установив новый рекорд и превзойдя допандемийные объемы.
Экономисты говорят, что сильный рынок труда в США помогает потребителям поддерживать более высокие расходы, несмотря на сокращение сбережений домохозяйств.
Средние расходы на путешествия на одно американское домохозяйство упали всего на 1,5% в годовом исчислении за первые пять месяцев года, но они были на 13% выше по сравнению с 2019 годом, показывают данные кредитных и дебетовых карт Bank of America.
Руководители глобальных авиакомпаний заявили, что потребители по-прежнему хотят тратить деньги на путешествия, отдавая предпочтение впечатлениям, а не товарам.
«Это очень цикличная отрасль, которая также очень чувствительна к макроэкономике», — сказал Джейми Линдси, авиационный инвестор в Artemis Funds.
Но он не ожидает, что падение в Европе и Азии приведет к более широкому спаду в секторе.