Недавно я писал о влиянии задач в сфере искусственного интеллекта (ИИ) на занятость на нашем рынке труда, подчеркивая, что ИИ, как и любая другая технология, не только забирает у кого-то задачи, но и создает задачи новые. Иными словами, его чистый эффект не в сокращении занятости, а в изменении ее структуры.
В этом контексте стоит внимания и наблюдение Д. Норта о взаимосвязи технологии и организации. В любом обществе технология реализуется к пользе общества не тогда, когда она просто появляется, а тогда, когда для ее реализации имеются организационные предпосылки. Напр., паровая машина была известна еще в античном мире, но Промышленную революцию она произвела лишь спустя две тысячи лет в Англии, когда та стала готова для этого организационно (или институционально).
Что интересно, по-настоящему узким местом всегда была организация, а не технология. Трудность не столько в том, чтобы придумать, как что-то сделать, сколько в том, чтобы организовать жизнь и труд людей так, чтобы это знание они смогли и захотели воплотить в жизнь.
С ИИ именно такая история. В беседе привожу пример организационной проблемы его реализации. Что важно, организационные проблемы, вытекающие из самой природы человека, будут возникать всегда, а это означает, что при любой технологии для человека всегда найдется работа.
Не было в те времена ни котлов, ни точной обработки металла. Ватт лет 10 искал мастеров для своей машины. Такую машину можно было бы создать в Эпоху Возрождения, но цеплять ее было не к чему в средневековом городе.
Возможно когда-то все это будет. Но весьма-весьма не скоро.