Правление Национального банка Украины приняло решение сохранить ключевую ставку без изменений на уровне 13%. Данное решение направлено на обеспечение стабильности валютного рынка и приближение инфляции к целевому уровню 5% на прогнозном горизонте.
В последние месяцы инфляция ожидаемо ускорилась, приблизившись к 5%
После длительного периода снижения инфляция возобновила рост в мае, ускорившись до 4,8% г/г в июне. Эта траектория инфляции оказалась лишь немного ниже прогноза НБУ, опубликованного в отчете по инфляции за апрель 2024 года. Более низкая, чем ожидалось, динамика цен на продукты питания компенсировала более существенный рост тарифов на электроэнергию для населения.
При этом базовая инфляция (5% г/г в июне) соответствовала прогнозу НБУ. Базовое ценовое давление усугублялось более высокими затратами на рабочую силу и энергию. Кроме того, на динамику отдельных составляющих базового индекса потребительских цен повлияло ослабление курса гривны.
В дальнейшем инфляция ускорится, но уже в следующем году начнет снижаться
Ценовое давление сохранится в ближайшие месяцы из-за дальнейшего роста расходов бизнеса, повышения акцизов, а также истощения последствий сильных урожаев прошлого года и негативного влияния летней засухи на урожайность в этом году. Предварительные оценки инфляции в июле подтверждают ее дальнейшее ускорение.
При этом инфляция останется умеренной на уровне 8,5% по итогам года, следует из обновленного прогноза НБУ. В частности, этому будут способствовать меры НБУ по защите гривневых доходов и сбережений населения от инфляции и обеспечению стабильности валютного рынка. Сдерживающее влияние на цены окажет и дальнейший эффект моратория на повышение тарифов ЖКХ на газ, отопление и горячую воду.
Взвешенная процентная и курсовая политика НБУ, а также ослабление внешнего инфляционного давления позволят замедлить инфляцию до 6,6% в 2025 году. В 2026 году инфляция вернется к целевому показателю НБУ в 5% на фоне постепенной нормализации экономики и дальнейшего оздоровления энергетического сектора.
Восстановление экономики продолжится, хотя и будет ограниченным из-за последствий войны, в частности из-за значительного ущерба энергосистеме
Экономический рост в первом полугодии продолжился, хотя в последние месяцы замедлился в результате масштабных российских атак на энергетическую инфраструктуру. Тем не менее, бизнес частично адаптировался к постоянным перебоям в подаче электроэнергии. Существенную поддержку экономической активности оказала и стабильная работа морского коридора.
Несмотря на дефицит электроэнергии и меньшие урожаи по сравнению с прошлым годом, НБУ даже немного улучшил прогноз экономического роста на этот год до 3,7%. Это было связано с лучшими результатами первого квартала и ожидаемым расширением фискального стимулирования, а также развитием распределенной генерации, в том числе с поддержкой масштабных программ кредитования.
Постепенная нормализация экономической среды, сохранение мягкой фискальной политики, наряду с развитием экспортных маршрутов и оживлением внешнего спроса, позволят ускорить рост реального ВВП до 4–5% в 2025–2026 годах.
Значительная международная финансовая поддержка позволит правительству финансировать дефицит бюджета, а НБУ поддерживать комфортный уровень резервов
Базовый сценарий прогноза предполагает сохранение значительных объемов внешнего финансирования Украины, которое, однако, будет постепенно уменьшаться по мере расширения внутренних возможностей по покрытию расходов бюджета собственными ресурсами. Ожидается, что в этом году международные партнеры предоставят Украине около $38 млрд. льготные кредиты и гранты, а в следующем году – не менее 31 млрд долларов. США.
Такие объемы внешних доходов вместе с увеличением внутренних заимствований позволят профинансировать значительный дефицит бюджета – около 23% ВВП в 2024 году и 18% в 2025 году. Со своей стороны, НБУ сможет поддерживать достаточные международные резервы для обеспечения стабильности валютного рынка и умеренной инфляции.
Ход полномасштабной войны остается ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития
Продолжительность боевых действий продолжат оказывать существенное влияние на инфляционные процессы и экономическое развитие Украины. Затяжная война высокой интенсивности сделает невозможным возвращение экономики к нормальным условиям функционирования и затруднит удержание инфляции на уровне целевого показателя НБУ.
Остаются и другие риски, большинство из которых также прямо или косвенно связаны с ходом войны, в частности:
Также существует риск более существенного уменьшения объема поддержки Украины со стороны международных партнеров, в частности в результате электоральных циклов во многих странах.
В то же время существует вероятность ряда позитивных сценариев, связанных с дальнейшим расширением экспортных возможностей, ускорением евроинтеграционных процессов, реализацией масштабной программы восстановления Украины, более быстрыми темпами восстановительных работ в энергетическом секторе.
Кроме того, практическая реализация механизма Extraordinary Revenue Acceleration Loans (ERA), обеспеченного будущими доходами от обездвиженных российских активов, может обеспечить Украину дополнительными финансовыми ресурсами уже с 2025 года. Это снизит риски для своевременного и ритмичного поступления международного финансирования.
Учитывая необходимость обеспечения стабильности валютного рынка и приближения инфляции к целевому уровню 5% на прогнозном горизонте, Правление НБУ приняло решение сохранить ключевую ставку на уровне 13%
Несмотря на постепенное снижение процентных ставок по гривневым депозитам и внутренним государственным долговым бумагам, их доходность в настоящее время защищает гривневые сбережения населения от инфляции. В частности, процентные ставки по этим инструментам превышают как прогнозируемый НБУ уровень инфляции, так и уровень инфляционных ожиданий населения.
В то же время, в июне рост гривневых срочных депозитов физических лиц остановился. Учитывая, что дальнейшее ускорение инфляции может привести к ухудшению ожиданий и снижению реальных доходностей по гривневым инструментам, целесообразно сохранить ключевую ставку на уровне 13%.
НБУ также продолжит активное присутствие на валютном рынке для покрытия структурного дефицита валютного курса, поддержания двусторонних колебаний валютного курса и сглаживания чрезмерной волатильности. НБУ стремится к тому, чтобы валютный рынок оставался таким образом, чтобы сохранить контроль над инфляционными ожиданиями и достичь целевого уровня инфляции на прогнозном горизонте.
Базовый сценарий прогноза предполагает, что цикл снижения ключевой ставки возобновится только в начале 2025 года. Вместе с тем, НБУ будет гибко реагировать на изменения баланса рисков инфляции и валютного рынка
В случае снижения рисков для инфляции и валютного рынка, в частности в результате увеличения финансовой поддержки Украины, НБУ рассмотрит возможность более быстрого возобновления цикла снижения ключевой ставки. В то же время, в случае существенного усиления ценового давления и рисков дисбаланса ожиданий, НБУ будет готов к ужесточению монетарной политики.
Резюме обсуждения членами Комитета по денежно-кредитной политике, которое предшествовало этому решению, будет опубликовано 5 августа 2024 года.
Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 19 сентября 2024 года в соответствии с графиком, согласно утвержденному и опубликованному графику.
bank.gov.ua/ua/news/all/natsionalniy-bank-ukrayini-zberig-oblikovu-stavku-na-rivni-13