Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) направила письмо в Минпромторг с предложением перенести начало индексации утилизационного сбора с этого года на 2025 год. В письме, адресованном главе ведомства Антону Алиханову, указывается на необходимость определения видов автомобилей, спецтехники и прицепов, которые не производятся в России, а также создания механизмов поддержки автопрома.
В РоАД считают, что перед индексацией необходимо возобновить программу утилизации транспортных средств и повысить прозрачность распределения промышленных субсидий для автоконцернов. Ассоциация также предлагает увязать программу индексации утильсбора со стратегией развития российского автопрома до 2035 года, учитывая изменения в геополитической обстановке.
Минпромторг рассматривает предложение РоАД, подчеркивая, что индексация будет касаться только той техники, серийное производство которой освоено в России. В ведомстве считают, что рыночные условия позволяют дилерам смещать фокус на продвижение высоколокализованных автомобилей, сохраняя канал прямого импорта.
Проект постановления правительства, предполагающий индексацию утильсбора на широкую номенклатуру техники, был опубликован для общественного обсуждения в середине июля. Индексация должна начаться с 1 октября 2024 года, а в 2025 году утильсбор для электромобилей вырастет в 20 раз до 667 400 рублей.
РоАД опасается, что индексация приведет к росту цен на автомобили на 15-20%, снижая их доступность. По подсчетам ассоциации, к 2025 году средняя стоимость новой легковушки составит около 4 млн рублей, и для её покупки потребуется 100 среднемесячных зарплат.
Эксперты прогнозируют, что индексация утильсбора приведет к расслоению авторынка, где будут представлены более бюджетные локальные автомобили и более дорогие импортные. Ожидается, что рост продаж новых легковых автомобилей в России в 2024 году составит 42% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 1,5 млн штук.