На правах местного блохера и исследователя, представляю вам ситуацию с Ютубом на текущий момент (05.08.24).
Напомню, что сказал депутат Хинштэйн (отдел СМИ Госдумы):
Там есть еще комментарий, что замедление плановое только на ПК и Смарт-ТВ на эти 70%, на мобилах должно работать.
Народ на Смартлабе, вижу, уже посыпает голову пеплом.
Тем временем официальное СМИ ТАСС декларирует широким массам, что «Во всем виноват Гугл»:
Версия ТАСС для народа — Гугл сам сломал Ютуб только в России и только на ПК, и ровно на 70% пакетов.
Сейчас возник интересный юридический казус. По совокупности принятых законов можно сказать, что теоретически, хотя Ютуб не заблокирован и каждый россиянин имеет полное право «поправить антенну» у себя дома, чтобы «лучше ловило», распространение «на неограниченный круг лиц» пошаговой инструкции по починке этой самой антенны теоретически предполагает посадку автора на бутылку, так как это средство двойного назначения, которое может быть (или не быть) применено для доступа к запрещенной в РФ информации.
Вот так обстояло дело в день, когда целевой показатель в 70% был достигнут (опрос у меня в Телеге).
Впрочем, проблема не стоит выеденного яйца и решается за пару минут одним запросом в Гугл или в тот же Ютуб, где в формате радио вам все пояснят (один из таких роликов за пару дней уже набрал под миллион просмотров — ссылки не будет по понятным причинам).
Здесь интересны уже данные от Гугла и от русскоязычных блогеров — что стало с просмотрами. И такие данные есть.
У Гугла есть вполне официальная метрика трафика продуктов по странам. Вот что она говорит:
Видим небольшое западение на 6-8%.
А вот что говорит сегодняшний опрос у меня в тематическом Телеграм-канале, где исторически довольно много авторов контента в соцсетях.
Таким образом, можно констатировать, что через некоторое время авторы, скорее всего, восстановят доход от рекламы до 70-80% от уровня 2021 года (не буду объяснять, почему — см. выше), но просмотров станет где-то на 10% меньше.
То есть, отвалится аудитория 60+, которой не очень надо вникать в технические детали, и все равно, где смотреть.
Например, мне 36, и мне тоже было бы сложно настроить Смарт-тв — мне проще смотреть на компьютере. Я просто не знаю и не хочу вникать, как работает телевизор, я его 18 лет не смотрю с Олимпиады в Турине. Это скорее особенность возрастной когорты — когда впадлу вникать.
Надо признать, многие блогеры уже обакунькулись и побежали дублировать свой контент на Рутуб. Но большинство аудитории не воспринимает российские платформы.
К примеру, я хорошо знаком с Дзеном. Плеер там лагает постоянно. Рекомендации по видео работают непонятно как. Могут забанить канал ни за что в любой момент, и он просто перестанет получать охваты. У меня так «погас» канал на 50 тысяч подписчиков.
Сама аудитория специфическая — 60+. Они не то, что не знают, что читают блогеров, они не знают, что платформа называется Дзен.
«Я в Яндексе нашла!» — примерно такой будет ответ, откуда информация. И это безоговорочно лучшая российская платформа (хотя бы живая, в отличие от Рутуба, ВК и ОК.) Ну то есть, там все очень плохо.
По факту, я думаю, что произойдет сегрегация зрителей. Совсем дремучие пенсионеры 60+ будут смотреть то, что у них работает, остальные осилят один запрос в Гугле. Никаких последствий, что через 50 лет Россия по уровню образования превратится в Афганистан, я пока [с текущими ограничениями] не вижу.
Трафик запрещенного в РФ Инстраграма, говорят, упал в 2-3 раза, но это была специфическая платформа, не всем нужная. И тем не менее, 20 млн человек решило вопрос, которым надо было. Ютуб безоговорочно нужнее среднему россиянину. В текущих условиях просто происходит усиление стимула на техническую грамотность молодого поколения. Мое мнение пока такое, отставить панику.