Марэк
Марэк личный блог
03 сентября 2024, 08:30

Си Цзиньпин хочет большей прибыли и меньше головной боли от африканских долговых сделок

September 02, 2024 (Bloomberg) -- Когда председатель КНР Си Цзиньпин будет приветствовать африканских лидеров в Пекине на этой неделе, у него будет меньшая чековая книжка и он будет иметь более четкое представление о том, чего Китай хочет взамен: больше прибыли и меньше головной боли.

От Анголы до Джибути в течение более десяти лет Китай вливал более $120 миллиардов государственных кредитов в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» на строительство гидроэлектростанций, автомобильных и железных дорог по всему континенту. Эти отношения помогли Пекину открыть доступ к энергоресурсам и полезным ископаемым, в то же время обеспечив выход для его сдерживаемого промышленного потенциала.

Но инфраструктура и дипломатия также сопровождались обвинениями в долговых ловушках, эксплуатации и коррупции, обвинениями, которые усилились, когда волна долгового кризиса захлестнула Африку в последние годы, и три страны объявили дефолт, вызвав длительные реструктуризации. Некоторые проекты, такие как недостроенная железная дорога в Кении стоимостью 3,8 миллиарда долларов, которая заканчивается на пустом поле, казалось, олицетворяли собой невыполненные обещания BRI.

Несмотря на эти проблемы, парад африканских лидеров, прибывающих в Пекин на девятый Форум по китайско-африканскому сотрудничеству, который стартует в среду, свидетельствует о роли Китая как доминирующей внешнеэкономической державы континента. Это первый подобный саммит в Пекине с 2018 года, и это крупнейшее дипломатическое мероприятие, которое Си Цзиньпин проводит в этом году, в котором, как ожидается, примут участие президент Нигерии Бола Ахмед Тинубу, президент Руанды Поль Кагаме и президент ЮАР Сирил Рамафоса.

Готовясь к встрече, обе стороны ожидают, что тесные связи, созданные щедростью Пекина, сохранятся. Разница сейчас в том, что Си, изо всех сил пытающийся справиться с экономическим спадом в своей стране, смещает акцент Китая в сторону более непрозрачных государственно-частных партнерств, которые могут принести большую прибыль, снимая при этом большую часть вины, если что-то пойдет не так.

«Пьянящие дни большого кредитования прошли», — сказал Джошуа Айзенман, профессор Университета Нотр-Дам, изучающий китайско-африканские отношения. «То, что будет дальше, не будет таким масштабным, как раньше, и не будет таким грандиозным. Это будет более прибыльно».

По данным Центра глобальной политики развития Бостонского университета, традиционное кредитование Китаем Африки через свои государственные банки выросло с $98,7 млн в 2000 году до $28,8 млрд в 2016 году, что сделало его крупнейшим в мире двусторонним кредитором Африки. Эти цифры снижались в последующие годы, а затем резко упали во время пандемии, прежде чем подняться до $4,6 миллиарда в прошлом году.

На протяжении всего этого периода Пекин также выдавал кредиты через свои коммерческие банки, но в ближайшие годы баланс будет значительно склоняться в сторону этих прибыльных кредитов. Некоторые проекты, которые являются типичными для нового подхода Китая, включают железорудный рудник и железную дорогу стоимостью $20 миллиардов в Гвинее, нефтепровод стоимостью $5 миллиардов в Уганде и Танзании и кредит в размере $400 миллионов в обмен на нефть в Нигере, который, по словам военного режима, ему необходим для «управления страной».

Министерство иностранных дел Замбии на прошлой неделе объявило, что президент Хакаинде Хичилема прибудет в Пекин, чтобы стать свидетелем подписания инвестиционного соглашения по возрождению железной дороги Тазара протяженностью 1160 миль (1870 км), первоначально построенной в 1970-х годах в рамках первого крупного проекта помощи Китая в Африке, соединяющего Танзанию и Замбию. Официальные лица двух стран мало говорят о том, как структурирована сделка с Tazara на 1 миллиард долларов, но ожидается, что она будет опираться на модель государственно-частного партнерства, а не на государственный долг одного из государственных банков Китая.

Африканские правительства стекались в Китай в 2000-х годах отчасти потому, что у них было мало вариантов получить финансирование для создания такой крупной инфраструктуры, в которой они остро нуждались. Они также высоко оценили то, что кредиты Китая были предоставлены без экологических, правозащитных и других условий, которые традиционно навязывают такие организации, как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Но растущий долг вскоре начал сказываться на бюджетах стран, и многие проекты, поддерживаемые Китаем, не оправдали ожиданий, что усугубилось пандемией Covid-19. Когда в 2020 году Замбия объявила дефолт, кризис вновь привлек внимание к роли Китая в финансировании африканских стран. Ее примеру последовала Гана, в то время как более десятка других африканских стран по-прежнему подвержены высокому риску долгового кризиса. Ангола взяла на себя больше всего китайского долга и теперь должна стране около $17 миллиардов, что составляет более трети всего ее внешнего долга.

Некоторые из проектов были признаны успешными. Одним из примеров является гидроэлектростанция в нижнем ущелье Кафуэ в Замбии стоимостью $2 миллиарда, которая в значительной степени финансируется Экспортно-импортным банком Китая и Промышленно-коммерческим банком Китая. Еще одним примером является расширение гидроэнергетического проекта Хванге в Зимбабве стоимостью $1,5 миллиарда, которое помогло ослабить почти однодневные отключения электроэнергии в стране.

Но экономисты в основном сходятся во мнении, что при поддержке Китая многие африканские страны перенапрягли свои силы. Некоторые проекты, такие как проект легкорельсового транспорта стоимостью $823 миллиона в столице Нигерии Абудже, кажутся заброшенными или едва функционирующими. Нигерия тратит $50 миллионов в год на погашение кредитов на этот проект. Во время посещения объектов железнодорожной линии в прошлом году вагоны поездов стояли взаперти, пещерные станции были пусты, а VIP-зал был полон летучих мышей и птичьего помета.

После того, как Замбия объявила дефолт, сделка по реструктуризации долга на сумму около 3 миллиардов долларов чуть не сорвалась, поскольку Парижский клуб и Китай изо всех сил пытались договориться с управляющими фондами о сделке, которая позволила бы распределить убытки сопоставимым образом. Переговоры о еще одном долге в размере $3,4 млрд, возглавляемые Китайским банком развития и ICBC, продолжаются.

«Я вижу, что Китай проходит через процесс обучения», — сказал Хуан Юйфань, научный сотрудник Китайско-африканской исследовательской инициативы в Школе передовых международных исследований Джона Хопкинса. «Они понимают, что способ, которым они раньше давали взаймы, больше не работает. Они понимают, что эти правительства могут объявить дефолт и что они довольно рискованны».

Это не означает, что Пекин отступает.

Новая стратегия Китая, ориентированная на государственно-частное партнерство, позволяет африканским правительствам, испытывающим нехватку средств, продолжать занимать средства, не увеличивая свой официально объявленный суверенный долг.

Проект по добыче железной руды в Гвинее на месторождении Симанду стоимостью $20 миллиардов является еще одним примером новой модели. Ведущие инвесторы – крупнейший в мире производитель стали China Baowu Steel Group Corp. и производитель алюминия – Aluminium Corp. of China Ltd., а также австралийская Rio Tinto Group. Китайские государственные компании контролируют более 40% акций в паре консорциумов, разрабатывающих комплекс, в то время как правительство Гвинеи владеет 15% акций.

Партнеры Simandou нацелены на производство 120 миллионов тонн высококачественной железной руды в год на первом этапе, объем, который может усугубить профицит рынка и обеспечить большую власть над ценообразованием для крупнейшего потребителя проекта — Китая.

В Центральной Африке Демократическая Республика Конго объявила о соглашении с Китаем о строительстве инфраструктуры стоимостью $7 миллиардов к 2040 году при поддержке доходов от совместного предприятия по добыче кобальта и меди, известного как Sicomines. Сделка является пересмотром соглашения 2008 года о ресурсах для инфраструктуры, финансируемого Export-Import Bank of China.

Sicomines была освобождена почти от всех налогов и начала ежегодно производить металла на миллиарды долларов. Но за 14 лет Exim Bank предоставил только часть обещанного финансирования инфраструктуры, и конголезские власти заявили, что завышение счетов китайскими подрядчиками и местными чиновниками было безудержным.

В соответствии с новой сделкой, налоговые льготы сохраняются, а китайские партнеры привязали инфраструктурные платежи к цене на медь. Если цена падает ниже $8000 за тонну, что чуть ниже среднего показателя за последние пять лет, платежи снижаются. Платежи полностью отменяются, если цена падает ниже $5000.

В конечном счете, то, как структурированы многие из этих новых сделок, рискует обременить будущие африканские правительства миллиардами долларов менее прозрачного долга, говорит Брэд Паркс, исполнительный директор AidData, аналитического центра при Колледже Уильяма и Мэри.

«То, что они делают, — это много творческого бухгалтерского учета, который можно по-прежнему занимать, но с помощью гораздо более непрозрачных механизмов», — сказал Паркс.

Но «готовность к большему творчеству» в финансировании проектов «это хорошо», потому что она позволяет странам по-прежнему строить критически важную инфраструктуру, сказала Ханна Райдер из Development Reimagined, аналитического центра, ориентированного на Китай-Африку, с офисами в Найроби, Пекине и Лондоне.

Такие партнерские отношения все еще могут создавать проблемы. Эрик Лотье, представитель МВФ в Замбии, предупреждает о «фискальной иллюзии», если существуют такие положения, как гарантии минимальных доходов, которые приносят пользу кредиторам независимо от успеха проекта.

«Все инфраструктурные проекты рискованны по своей природе, и ГЧП не являются исключением», — сказал Лотье о государственно-частном партнерстве. «При отсутствии надлежащего управления они могут представлять значительный финансовый риск».

Американские официальные лица считают, что китайские политические банки перенапрягаются, и беспокоятся о непрозрачности новых договоренностей, по словам людей, знакомых с политикой США.

Пекин с этим не согласен. «Выводы о «непрозрачности» и «высоких затратах» являются чисто спекулятивными», — говорится в заявлении министерства иностранных дел Китая. «Финансовое сотрудничество Китая с Африкой всегда осуществлялось в соответствии с международными правилами, принципом открытости и прозрачности, а также местными законами и правилами».

Такие страны, как ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар, заполнили пустоту, образовавшуюся в результате сокращения щедрости Китая в последние годы. США также проводили собственные саммиты для африканских лидеров, последний из которых состоялся в Вашингтоне в конце 2022 года. В то время компании из США и Африки договорились о сделках на сумму около $15 миллиардов, включая инвестиции в кибербезопасность и экологически чистую энергетику, а также обещания по расширению торговли.

Официальные лица США говорят, что их сделки, такие как финансовая поддержка железнодорожного проекта коридора Лобиту стоимостью $2,3 миллиарда, соединяющего Конго, Замбию и Анголу, не оставят африканские страны погрязшими в долгах. Но даже американские официальные лица признают, что, когда дело доходит до крупномасштабных инвестиций, африканские лидеры не видят альтернатив Пекину.

«Куда бы я ни поехал, главы государств говорят мне: «Я не выбираю путь с китайцами и увеличением долга», — сказал Амос Хохштейн, старший советник Белого дома по энергетике и инвестициям. «Но если мне придется делать выбор между этими инвестициями или их отсутствием, я буду выбирать эти инвестиции каждый день», — сказал он.

1 Комментарий

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн