Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку ее кабина была заметно сложнее и не устраивала военных. Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину – более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность. Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно все же пошло в серию.
История завода ЗИЛ
Производство грузовиков на заводе началось в ноябре 1924 года. За первую неделю с конвейера сошло десять машин АМО-Ф-15. Эта модель тогда стала основным грузовым автомобилем в СССР.
Однако оборудование на заводе было устаревшим, производство не могло полностью обеспечивать машинами огромные стройки, развернувшиеся по всей стране. За 1924−1928 годы было выпущено всего 1380 грузовиков. Тысячный автомобиль был торжественно подарен Моссовету 24 марта 1928-го.
Было принято решение модернизировать завод. За помощью обратились к американцам. В 1929 году западные заокеанские специалисты разработали проект реконструкции, по которому мощность производства увеличивлась до 25 тысяч автомобилей в год. Возрастало и число рабочих — с 3450 до 7700 человек. Согласно проекту американской компании A.J. Brandt на модернизацию отводилось 13 месяцев.
Интересно, что ранее, в конце 1928 года был разработан первый проект реконструкции. Согласно ему предполагалось увеличить мощность производства всего до 4−4,5 тысячи машин в год.
Реконструкция затянулась до конца 1931 года. Американцы не учли суровых реалий СССР, поэтому в конце 1930-го контракт с компанией A.J. Brandt был расторгнут. Заканчивать работы советским специалистам пришлось своими силами. В результате 1 октября 1931 года был запущен совершенно обновленный завод, а 25 октября с его конвейера сошли первые грузовики АМО-2 и АМО-3.
Конвейер обновленного завода ежедневно мог выпускать до 65 автомобилей. До этого в день выходило до семи грузовиков. За последнюю декаду октября 1931 года было выпущено 75 грузовиков, в ноябре — 217, а в декабре — уже 508. За 1932 год завод выпустил более 15 тысяч машин, а в 1935 году перекрыл максимальную проектную мощность, дав стране почти 31 тысячу автомобилей.
А как создали легендарный ЗИЛ 130?
Уже к началу пятидесятых годов всем стало ясно, что скопированный в спешке с американского предвоенного International серии «К-7». «ЗИС-150» с народной кличкой «Захар», впитал в себя множество недостатков от своего родителя.
International серии К-7
Но автомобиль ЗиС-150 был стар и не отвечал уже возросшим требованиям.
Поэтому в 1953 году на Московском автомобильном заводе имени Сталина начались работы над новым пятитонным грузовиком «ЗИС-125».
ЗИС-125
К 1957 году был готов первый опытный образец, получивший индекс «ЗИЛ-130». Разработкой машины руководил главный конструктор ЗИСа по грузовым автомобилям Анатолий Маврикиевич Кригер, а ведущим конструктором по машине был назначен Георгий Александрович Феста. Им помогали конструкторы Г.Г. Михайлов, А.Г. Зарубин, Б.Я. Сосков, Я.М. Шендерович, А.П. Зигель, Г.А. Матеров и многие другие.
Первый опытный образец, разработанный на основе изучения американского грузовика Ford F-600 1956 года, был идентичен своему аналогу по форме кабины, но имел упрощенную облицовку радиатора и переднее оперение, хотя основная стилистическая идея сохранялась.
1960 Ford F-600
1960 Ford F-600
Двигатель Ford F-600. Он был также взят за основу будущего двигателя ЗиЛ-130.
Примечательно, что ни на одном сайте как нибудь связанном с ЗиЛ или советским автопромом о Фордах — базе большинства грузовиков скромно молчат.
А машины молодцы. Их собрали — они ездили, тягали тяжеленные прицепы, ломались, чинились и опять ездили.
Да и большую часть автомобилей наши конструкторы копировали глядя на Американский автопром
Но было использовано не только детище Форда!
Мы внесли еще свои идеи!
реди возможных прототипов рассматривался и серийный грузовик Dodge СЗ-ТА8 1956 г. выпуска. Последнее обстоятельство было особенно важно с точки зрения поиска дизайнерских решений кабины проектируемого грузовика ЗИЛ-130. Кабина воспринималась создателями как сложный и необходимый агрегат автомобиля, а не как вынужденная деталь рабочего места водителя.
В принятой компоновке автомобиля ЗИЛ-130 критичным стал размер между осью передних колес и задней стенкой кабины. Его величина (1650 мм) вполне соответствовала аналогичным параметрам американских автомобилей середины 1950-х годов: International R185 (1955 г.) – 850 мм; REO F22R-I (1956 г.) – 1635 мм. У отечественного ЗИС-150 (1948 г.) эта величина составляла 2025 мм. Максимально возможное уменьшение данного размера обеспечивалось благодаря короткому бензиновому двигателю типа V8. Немалую роль сыграло уменьшение длины кабины, её ещё больше сместили на двигатель, но для этого в нижней части торпедо (моторном щите) сделали нишу. Таким образом, по компоновке автомобиль ЗИЛ-130 можно назвать короткокапотным.
Весьма обязывающим, и не только с точки зрения внешней архитектуры, оказался выбор формы ветрового окна, которая выполнена в виде глубокой панорамы, выходящей на боковины, как у автомобиля Dodge С-series, Dodge D-series. Это обстоятельство обеспечило прекрасную обзорность, близкую к таковой при компоновочной схеме «кабина над двигателем» и позволило следовать свежим тенденциям моды середины 1950-х годов, что придавало «сто тридцатому» в течение 40 лет неповторимую индивидуальность.
Очень жаль, что сейчас в США ничего не производят кроме ЛГБТ и нам больше нечего копировать у них((
Камуняка всегда готов лизнуть Мировому сообществу — и чмырнуть своих сограждан. Вон, Станис — эталонный пример.
США мыслят практично: продать фуфло — подороже! Купить стоящее — подешевле, а лучше задаром.
Потом заявлял тут, что за Свободу слова, и меня занёс в ЧС))).
а вообще жалко этих жополизов… жалко на них БК тратить)
Я изучаю такое, осторожно и со стороны.
Станис, например, он одновременно торгует опционами — и за камунизм. Одновременно интернационалист — и мерзкий расист. За Свободу слова — и заносит всех в ЧС! Я считаю, такое может быть заразно.
Я уже не говорю о двуличности! Это — двоемыслие.
он из тех 15 % кто был против…
Для камуняк народ — всего лишь сырьё для Экспериментов! А себя они считают пупами земли, при том сосали Западу за копейки.
коммунисты разные бывают...
-троцкий-тоже был коммунистом..
и военные погибшие в ВОВ за Сталина-тоже были коммунистами.
а между тем Сталин боролся с троцким....
понимаешь?
а так да-этит сосут и несут им своё наворованное бабло здесь у нас....
Камуняки — это другое. Сталин, кстати, его камуняки посмертно исключили и выкинули из Мавзолея! Он посмел быть практичным. Хотя Демократией и не пахло при нём! А церкви открыл.
Я этот вопрос исследовал и знаю, что говорю.
именно из-за этих различий у нас к годовщине революции 1 канал снял два сериала-один про троцкого-другой про Ленина....
а про Сталина не сняли....
улавливаешь?
Короче, спросите народ — и он скажет, кто полезный, а кто нет! Элементарно. Об этом китайцы писали в 200м году Р.Х. Ну или чуть позднее. Прямо можно по любой исторической личности пройти и спросить.
Камуняк — послали далеко! И неспроста. Народ не дурак, всё видит. Его не обманешь!
Поэтому голосуют за Путина, факт.
Трус))). Критиковать Западных боитесь, лижете максимально аккуратно. Камуняка что ли? Смотрю, взяло за живое).
Китаю тоже заводы США построили и не западло.
А про ЗиЛ, чего там копировать то было? Панарамное стекло, так оно и на Волге панорамное. Технологии были. Кабину переделали сами. V образную 8ку, так тоже в мире были, а параметры сами считали. Подвеска на ЗиЛ е дерьмо, хрен удержишь, все время подруливать надо. Коробка и мост свои. Да и вообще это не самолёт, ничего там сложного нет.
Где там Форд не понятно. Я понимаю Фиат и машину дал и линию построил, это да.