Почти незаметно государственный банк ВТБ объявил о покупке «Первой грузовой компании». Об этом на Восточном экономическом форуме рассказал глава ВТБ Андрей Костин. Ещё пару лет назад эта новость заслуживала бы заголовков на первых страницах деловых изданий. Сегодня она даже практически не комментируется. Закулисная составляющая с одной стороны уже стала очевидной, с другой стороны — немногие (и мы не в их числе) рискуют её обсуждать публично.
Если верить самим банкирам, то скоро какую-нибудь малоизвестную компанию назначат формальными хозяевами ПГК, хотя её реальными бенефициарами называют грозную для отрасли фамилию Ротенбергов.
«У нас есть вообще принцип, мы долго в непрофильных (активах) стараемся не держаться, поэтому сейчас будем смотреть, пока она наша, управление там тоже наше. Тем более, что нас ЦБ к этому подталкивает, жёстко ограничивает», — заявил президент-председатель правления ВТБ.
Приобретение одного из крупнейших железнодорожных операторов обошлось ВТБ в 200 млрд рублей с учётом долга. То есть практически бесплатно.
Сенсацией эту новость, повторимся, считать нельзя. О грядущем пополнении пула транспортно-логистических активов ВТБ мы писали ещё в начале августа. Однако понятно уже сегодня: покупка «Первой грузовой» компании ВТБ сужает и без того довольно неширокий круг людей, которые в нашей стране занимаются транспортным бизнесом.
Очередная смена собственника у такого крупного оператора, как ПГК, не может остаться незамеченной рынком. Во-первых, новая метла по-новому метёт. Изменения в руководстве и акционерах могут привести к трансформации тарифной политики, к формированию новой стратегии компании и выходу на новые рынки.
И опять-таки всё завит от тех планов, которые ВТБ имеет на свой новый актив. Ну а пока что отрасль обсуждает тот факт, что список транспортных авторитетов с приставкой «экс-» ширится не по дням, а по часам.
«Минус Лисин, минус Бабаевы, минус Зотов и ещё ряд товарищей. Господа Ротенберги теперь везде: в стройке, в портах, в перевозке имеют большой интерес. Но не становится ли их бизнес подобен средневековому змею, который пожирает свой хвост?» — задаётся вопросом ещё один собеседник редакции из числа крупных грузоотправителей.
Действительно, нельзя не признать, что в существующей конфигурации рынка слишком противоречивыми бывают интересы компаний, принадлежащих одним и тем же бенефициарам. С одной стороны, есть, например, строительные подряды от РЖД, и они заинтересованы в стабильном финансировании. А с другой — они становятся крупными операторами транспортного бизнеса, где нужно как можно меньше платить РЖД по тарифам. Кроме того, обостряется, кадровая проблема: кто и как будет эффективно управлять этим огромным хозяйством — не ясно. В общем, поздравляем господ банкиров с приобретением и ждём, кто на новенького.