Мы мало что знаем о бургерных Five Guys, но в Америке эта сеть отбирает рынок у McDonald's и Burger King.
Все началось с одной крошечной закусочной, которую основали Джерри и Джейни Мюррелл. И несмотря на относительно высокие цены, их франшиза разрослась до пяти тысяч заведений по всему миру. Сам Джерри объяснил свой успех очень просто:
«Моя мама любила повторять: «Если ты можешь сделать хорошую стрижку, если ты можешь смешать хороший напиток, если ты можешь приготовить хороший гамбургер, то ты всегда сможешь заработать деньги».
Все, что я умел делать — это готовить картошку фри и гамбургеры. Поэтому я ничего не выдумывал, а просто взял свои умения и вместе с детьми основал сеть закусочных».
Его идея была максимально простой — не нагружать меню лишними позициями и делать качественный продукт. При этом Мюрреллы сами не ожидали, что их подход станет настолько популярным — сейчас их франшизу разбирают как горячие бургеры :)
Бизнесмен Ивон Шуинар, основавший известный бренд Patagonia, тоже не любит сложностей. Однажды он рассказал, как рыбная ловля описывает суть его бизнеса:
«Чем больше вы знаете, тем меньше вам нужно. Я ловил нахлыстом на одну и ту же мушку. За тот год я поймал больше рыбы, чем когда-либо в своей жизни. Я понял, что все эти сотни моделей мушек, все эти разные цвета и формы, совершенно не нужны.
И это очень хороший урок. Самое трудное в мире — упростить свою жизнь, потому что все подталкивает вас к тому, чтобы делать ее все более и более сложной».
Основатель ESPN Билл Расмуссен придерживается схожей философии. Вот что он писал про то, как инвесторам следует оценивать бизнес:
«Вы смотрите бизнес-план, верно? Некоторые из них занимают целую страницу. Некоторые состоят из трех абзацев. Если они выходят за рамки десяти-двенадцати слов, то это потеря фокуса. Знаете, как было у нас в ESPN?
Нашу миссию описывало шесть слов. Этот план до сих пор движет ESPN — служить любителям спорта в любое время. Вот и все. Это относится и к другим компаниям».
Все это справедливо и для фондового рынка, где простые стратегии чаще всего опережают сложные. Усердие и активность не делают нас лучшим инвестором — скорее наоборот, лишние движения приводят к лишним ошибкам и потерям.
А еще простой стратегии легче следовать, что особенно важно в периоды паники и страха. Когда эмоции начинают зашкаливать, то лучше делать что-то простое, чем пользоваться излишне сложными и опасными инструментами.
Нам кажется, что простотой нельзя обыграть своих конкурентов. Но на дистанции именно так и происходит — пока другие что-то выдумывают и теряют деньги, вы остаетесь на рынке и наслаждаетесь магией сложного процента.
Питер Линч однажды сказал: «Никогда не вкладывайте деньги в идею, которую не можете проиллюстрировать карандашом». И ведь он совершенно прав — фондовый рынок и так слишком сложен, чтобы усложнять его еще больше :)
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там я публикую ежедневные обзоры и пишу свои мысли по рынку.