Правительство РФ в понедельник внесло в Госдуму проект Федерального бюджета на 2025‑27 гг. Мы считаем, что бюджет окончательно подстроился под новые реалии. Основные принципы бюджетной политики — устойчивость бюджетной системы и приоритетность расходов на оборону. Дума может рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября.
Доходы бюджета вырастут до 18.8% ВВП
Проект Федерального бюджета на 2025 г. предполагает следующие изменения относительно текущего года:
Доходы вырастут с RUB 36.1 трлн (18.4% ВВП) до RUB 40.3 трлн (18.8% ВВП)
Нефтегазовые доходы снизятся до RUB 10.9 трлн (5.1% ВВП) из-за сокращения объемов экспорта и падения цен на нефть.
Из‑за временного снижения НДПИ на газ бюджет недоберет RUB 550 млрд.
На финансирование расходов бюджета потратят RUB 9.1 трлн, а RUB 1.8 трлн будут зачислены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Ненефтегазовые доходы вырастут до RUB 29.4 трлн (13.7% ВВП) с RUB 24.8 трлн. (12.7% ВВП).
— Драйверы роста — увеличение номинального объема ВВП плюс RUB 2.6 трлн за счет повышения налога на прибыль и НДФЛ и увеличения утилизационного сбора почти на RUB 0.9 трлн.
Таким образом, налоговая нагрузка повышается. На смену разовым налоговым поступлениям приходят постоянные источники финансирования, чтобы покрывать неснижаемые обязательства бюджета.
Расходы вырастут незначительно
Согласно проекту Федерального бюджета, расходы в 2025 г. составят RUB 41.5 трлн (20.1% ВВП), то есть немного вырастут относительно фактического исполнения текущего года RUB 39.4 трлн (19.3% ВВП). Изначально расходы в 2024 г. планировались в размере RUB 35 трлн. Мы считаем, что незначительный рост расходов окажет нейтральное влияние на инфляцию.
Дефицит — всего 0.5% ВВП, нейтрально для инфляции
На 2025 г. запланирован дефицит в RUB 1.18 трлн, или 0.5% ВВП. На текущий год дефицит изначально планировался на уровне RUB 1.5 трлн, или 0.9% ВВП, но оценка дефицита бюджета повышена до RUB 3.3 трлн, или 1.7% ВВП. План по заимствованиям за 9 месяцев текущего года исполнен только на 60%. Скорее всего, план будет выполняться, либо за счет выпуска ОФЗ с плавающей ставкой, либо с помощью нерыночных продаж. ФНБ не будет источником финансирования дефицита в следующем году. На сегодняшний день ликвидная часть около RUB 5 трлн — неприкосновенный запас. В 2025 г. нефтегазовый дефицит сократится до 5.6 % с 7.5%ВВП.
Риски макропрогноза: тарифы и инфляция против роста ВВП
Повышение коммунальных платежей на 11.9% вместе с ростом тарифов РЖД на 10-14% и налога на импортные автомобили суммарно дадут 1.5-2.0 п.п. инфляции в следующем году. В таком случае прогноз Минэкономразвития по инфляции 4.5% при реальном росте ВВП 2.5% год к году в течение трех лет труднодостижим.
Есть два варианта развития событий:
1) Банк России будет достигать цели по инфляции, и рост ВВП будет ниже запланированного;
2) инфляция превысит прогноз 4.5%, и номинальные показатели будут выше, в частности ненефтегазовые доходы бюджета. Тогда, скорее всего, расходы бюджета, не связанные с гособоронзаказом, будут меньше в процентах к ВВП.