Vladimir Nikitin
Vladimir Nikitin личный блог
16 октября 2024, 19:07

Российский флот Свободы

Для обеспечения экспорта нефти российские и нейтральные трейдеры, частные нефтяные компании сформировали свой нефтяной флот, который можно назвать “Флотом Свободы”. По состоянию на третий квартал 2024 года, флот, участвующий в вывозе российской нефти и мазута, оценивается в 410 танкеров. Из них большую часть составляют танкеры класса Афрамакс.

Основное пополнение флота нефтяных танкеров для вывоза нефти, конденсата и мазута осуществлялось во втором квартале 2023 года (увеличение флота на 25 судов в месяц) и декабре 2023 года (увеличение численности флота на 7 новых единиц). Флот нефтепродуктовых танкеров для вывоза дизельного топлива, бензина, нафты и прочих светлых нефтепродуктов активно пополнялся апреле 2023 года (70 танкеров) и далее в мае-июле (20 танкеров в месяц).

Доля судовладельцев из ЕС в экспорте российской нефти стала сокращаться со второго квартала 2023 года. Так доля греческих судовладельцев (ведущие владельцы, коммерческие и технические менеджеры нефтяного флота в ЕС) сократилась с 33% от общего объёма вывоза российской нефти и тёмных нефтепродуктов морем в мае 2023 года до 8% в сентябре 2024 года. При этом греческие судовладельцы продолжают участвовать в экспорте светлых российских нефтепродуктов — их доля сократилась с 40% во втором квартале 2023 года до 24% в сентябре 2024 года, однако продолжает оставаться достаточно высокой.

С 2024 года экспорт российской нефти морем также стали обслуживать танкеры, участвующие в экспорте иранской и венесуэльской нефти. Такие суда были и до марте 2022 года, однако их доля составляла мизерные 4%. В сентябре 2024 года доля таких судов достигла 35% от общего объёма вывоза нефти морем. В абсолютном выражении — 155 танкеров.

Доля судов класса Афрамакс, задействованных в вывозе российской нефти и нефтепродуктов, летом 2024 года достигла 34% от общего числа судов данного класса в мире. В классе судов средней дальности (MR) доля танкеров, вывозящих российскую нефть и нефтепродукты летом 2024 года составила 15%.

Всё это приводит к углублению разделения международного нефтяного флота на западную часть, контролируемую Вашингтоном и Лондоном, и восточную часть, контролируемую Ираном, Россией, Венесуэлом и в некоторой степени Китаем. С коммерческой точки зрения восточный флот функционирует в рамках своего баланса спроса и предложения, однако пока не обзавёлся общими для всех стран институтами — морское страхование и перестрахование, технический менеджмент, системы финансовых расчётов. Однако формирование таких институтов активно начинается, причём как снизу (на основе ежедневной операционной работы, участвующих в торговле компаний), так и попытками создания наднациональных правил сверху (преимущественно на основе площадки БРИКС).

Россия всегда была преимущественно сухопутной державой. Сейчас происходит процесс гиперактивного обучения морской торговле и создания соответствующей инфраструктуры. Западные страны проходили этот путь столетиями. Китай благодарю гигантизму и жесктой централизации освоил этот путь за два десятилетия.

Детали рынка нефти и нефтепродуктов России: https://seala.ru/oil/neftrossiya


Телеграмм-канал агентства количественной рыночной аналитики Сиала: t.me/s/seala_ru

10 Комментариев
  • bobr
    16 октября 2024, 19:27
    А можно поподробнее про разделения международного  флота на западную часть и Иран/Венесуэлла/РФ?  Просто дедвейт Иранских судов составляет 0,01% от мирового (2,9 от 2180 млн тн), а Венесуэльского я просто не нашел..  Т.е. разделение на уровне 99,9% западный и 0,1% восточный??
    • jaśnie wielmożny pan Szczur
      16 октября 2024, 19:50

      bobr, 

      а Венесуэльского я просто не нашел..

      дык ради этого всё и затевалось))

      по документам они совсем не венесуэльские.

  • Якут Якутяшка
    16 октября 2024, 19:31
    Вот на хрена козе.баян? если есть балалайка😂😂😂😂😂😂😂🥳🥳🥳🥳🥳🥳
  • jaśnie wielmożny pan Szczur
    16 октября 2024, 19:57

    вот я ж и говорю, не скам контрабандный, а флот свободы))

     

    Россия всегда была преимущественно сухопутной державой.

    не всегда.

    фпрочем времена те давно канули в Лѣту.

  • Carlson
    16 октября 2024, 22:59
    К сожалению, флот этот в основном возрастной и в не самом лучшем состоянии. Хорошие суда никто не продаёт, а РФ их не строит. Возрастные суда трудно страховать, даже в своих карманных фирмах, даже если, то страховку такого чермета могут не принять в порту выгрузки. Возрастной флот плохо принимают, или не принимают вообще, в нормальных портах получателей (покупателей) груза. Им до фонаря наши российские проблемы на мировом рынке.
      • Carlson
        08 ноября 2024, 11:59
        Vladimir Nikitin, вы работаете в сфере танкерных перевозок?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн