ФАС подготовила проект распоряжения об индексации тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на 2025 год. Согласно проекту, тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря. Ранее рассматривался вариант двухэтапной индексации с 1 ноября либо одномоментной — с 1 января. Источник в ФАС подтвердил параметры документа. В аппарате профильного вице-премьера Виталия Савельева, Минтрансе, ОАО РЖД и ФАС отказались от комментариев.
Тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%. Эта цифра уже включает целевые надбавки. Имеющиеся надбавки, а именно 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность, с 1 декабря будут закреплены в прейскуранте на постоянной основе и включены в индексируемую базу. Изначально предполагалось, что со временем надбавки могут быть отменены.
Льготные коэффициенты к тарифу ОАО РЖД 0,4 и 0,895 для дальних перевозок экспортного угля, временно отмененные с июня 2022 года, будут отменены на постоянной основе, следует из документов. Угольные компании и Минэнерго, апеллируя к тяжелой ситуации на рынке, настаивали на их возобновлении. ОАО РЖД, в свою очередь, оценивало потери от возврата льготных коэффициентов в 295 млрд руб. в год — 25% от инвестпрограммы 2024 года.
Само ОАО РЖД объясняет повышение тарифов необходимостью исполнения обязательной инвестпрограммы на 2025 год.
Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов. Тарифы на перевозки контейнеров и минерально-строительных грузов с 1 января дополнительно повышаются на 5%. В сопроводительных документах повышенная индексация объясняется поэтапным сокращением ранее предоставленных преференций.
Тарифы на порожний пробег вырастут на 10%. Но эта индексация коснется только полувагонов, платформ и крытых вагонов, тогда как цистерны и специализированный подвижной состав выведены за рамки распоряжения. В документах сказано, что на перевозках нефтепродуктов эта мера не отразится и повышение тарифа на порожний пробег направлено на операторов, а не на грузоотправителей. Как отмечается в пояснительной записке, в 2023 году ключевые операторы получили около 230 млрд руб. прибыли и при формировании ставок за предоставление вагонов в пользование данные компании ориентируются прежде всего на свою целевую доходность. Повышение тарифа на порожний пробег, сказано в документе, станет «инструментом более справедливого распределения экономического эффекта для участников транспортного рынка». Изменение инфраструктурной составляющей в конечной цене продукции не превысит 0,7%, утверждается в пояснительной записке.
ОАО РЖД добилось своего и в вопросе перехода с потребительской на промышленную инфляцию в индексации тарифа. Сейчас формула — «инфляция минус 0,1%» (среднеарифметический ИПЦ за четыре года — два предыдущих, текущий и последующий — минус 0,1%). Новые принципы предполагают использование композитного индекса, где будут учтены индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии и т. д.
На 11,6% будут проиндексированы тарифы на пассажирские перевозки в регулируемом сегменте (плацкартных и общих вагонах). В нерегулируемом — купе, СВ и вагоны класса люкс — Федеральная пассажирская компания (принадлежит ОАО РЖД) также проиндексирует их на 11,6% по своему решению, сообщается в документах. Средства пойдут на новый подвижной состав: локомотивы и пассажирские вагоны, а также поступят в отрасли, работающие с монополией.
www.kommersant.ru/doc/7284518