В 2022 году рынок упаковки в РФ переживал серьёзную трансформацию: после того, как зарубежные игроки приостановили свою деятельность на территории России, отечественным производителям предстояло кратно нарастить производство, чтобы компенсировать «выпавшие» объемы. Впрочем, отрасль успешно справилась с вызовами и показывает рост уже четвертый год подряд. О том, как сейчас себя чувствует рынок упаковки и каковы прогнозы на его ближайшее будущее, на форуме RosUpack Summit рассказал Алексей Антипин, основатель инвестиционной компании «Юнисервис Капитал».
Для начала давайте взглянем, как идут дела у отрасли упаковки в РФ. По сравнению с довольно сложным из-за ухода зарубежных производителей 2022 годом за 2023 рынок вырос на 5% как в натуральном, так и в денежном выражениях. Его общий объём в прошлом году достиг 1,47 трлн руб.
Мы прогнозируем, что концу 2024 года рынок упаковки в России может достичь объёма в 1,55 трлн руб. благодаря увеличению производства и потребления упаковочных материалов.
Основной объём делят между собой три направления: пластик — 38%, упаковка из бумаги или картона — 36%, стеклянная тара занимает 12% от всего рынка, оставшиеся 14% — прочие виды упаковки.
Предлагаем изучить каждое из основных направлений по отдельности.
В прошлом году этот показатель достиг отметки в 9 млрд кв. м. Для сравнения в 2021 и 2022 годах было произведено 8,2 и 8,4 млрд кв. м.
В первом полугодии 2024 года прогнозировался рост рынка упаковок из гофрокартона на уровне 4,3%, но сейчас некоторые эксперты прогнозируют темпы прироста на уровне 6%. Как итог объём рынка может приблизиться к 9,5 млрд м2.
При сохранении этой динамики к концу 2025 вполне реально увидеть в объёме производства уже двузначное число — около 10 млрд кв. м.
Что касается стоимости производства, то за последние 12 месяцев ценовые индексы выросли на 15—20%: гофрокартон подорожал на 19%, гофроящик на 14%. При этом наибольший скачок цен от месяца к месяцу наблюдался с декабря 2023 года по февраль, а далее цены несколько снизились, сейчас стоимость гофрокартона равна 30,7 тыс. руб./тонна, гофроящика — 34,3 тыс. руб./тонна.
Снижение цен обусловлено тем, что на рынке сформировались большие товарные запасы, а конкуренция усилилась. Приведём несколько ключевых событий, которые указывают на рост сегмента гофротары:
Большую часть рынка упаковки для жидких продуктов занимают ПЭТ и гибкая пластиковая плёнка (48% и 16% соответственно). Но нам хотелось бы остановиться на сегменте картонной асептическая и неасептическая упаковки, на неё приходится доля в 36%.
По данным за 2023 год, весь рынок упаковок для жидкой продукции оценивается в 180 млрд руб., 65 млрд руб. из которых приходится на картонную пищевую упаковку.
При этом перспективы рынка картонной упаковки вполне радужные: уже по итогам 2024 года в стоимостном выражении рынок может прирасти на 5,5%, а вот последующий период может принести и вовсе 20% прибавки к объёму. Это связано с отложенным эффектом от растущей инфляции, развитием экспортного направления и реализацией инвестиционных и других проектов игроков рынка.
Помимо инвестиций, идёт развитие и на основных рынках сбыта: производство товарного молока в январе—сентябре 2024 года выросло к АППГ на 2% — до 20 млн тонн, в 2024 году фиксировалось увеличение производства соков на 44%.
Производители картонной упаковки для жидких продуктов стараются по максимуму использовать открывшееся окно возможностей:
Прогноз роста рынка полимерной продукции опирается на положительную динамику производства основного сырья. Так, объём рынка полиэтиленов (ПЭ) для пластиковых упаковок к концу 2024 года может приблизиться к 1,5 млн тонн. В 2024 году полиэтилентерефтал также демонстрирует восходящий тренд по производству – с начала года оно увеличилось на 10%.
Если говорить про общий объём рынка, то в 2023 году в натуральном выражении рынок насчитал около 3 млн тонн, в денежном выражении это порядка 1,3 трлн руб. Прогнозируется, что в 2024 году потребление полимерной упаковки в России составит чуть более 3 млн тонн., а по некоторым данным, в 3,3 млн тонн. По позитивным оценкам экспертов, рынок и вовсе может достичь к 2025 году 3,5 млн тонн произведённой продукции.
Среди факторов, влияющих на динамику рынка полимерной упаковки помимо сырьевого роста, можно выделить развитие сегмента e-commerce, тренд на замещение стеклянной и жестяной тары, рост располагаемых доходов населения и увеличение объёмов доставки еды.
При этом сдерживающим фактором могут стать регуляторные меры по использованию полимерной упаковки.