Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
В этом году издание a16z сообщило, что криптовалюты достигли рекордного уровня в 220 миллионов ежемесячных активных адресов, а рост числа пользователей напоминает раннее освоение интернета. Это замечательные данные, но правда в том, что никто не знает, сколько реальных пользователей на самом деле принимают криптовалюту. Активные адреса и пользователи не соотносятся как 1:1, учитывая, что многие криптовалютные аборигены используют несколько кошельков, а присутствие сибилянтов может значительно затуманивать адреса как метрику. Отфильтровав некоторые шумы, a16z подсчитали, что примерно 30-60 миллионов из этих 220 миллионов активных адресов являются реальными ежемесячными пользователями криптовалют.
Хотя мы не будем пытаться рассуждать о количестве пользователей, мы считаем, что 2024 год предоставил достаточно доказательств того, что криптовалюта в целом приняла новых пользователей. Ниже мы приводим несколько примеров успешных пользовательских приложений и экосистем этого года. Мы продолжим рассматривать некоторые из этих примеров в последующих разделах наших тезисов.
Рост активности мемкоина Solana дает нам новый потребительский индикатор: рейтинг Phantom в магазинах приложений. Phantom, самый популярный кошелек Solana, представляет собой самодостаточный браузерный кошелек с функциями, схожими с Metamask. Однако его сильной стороной является удобный для мобильных устройств UX, который недавно позволил приложению обойти таких гигантов, как WhatsApp и Instagram, и войти в десятку лучших бесплатных мобильных приложений в магазине приложений для iOS. Мы считаем, что в этом цикле мемкоины в значительной степени заняли место NFT в качестве механизма розничной торговли, а такие мобильные приложения, как Phantom и Moonshot, предоставляют пользователям беспрепятственный способ торговли мемкоинами в любое время и в любом месте. Рейтинги этих приложений в магазинах приложений продолжают давать нам представление о том, как быстро пользователи вливаются в криптовалюту.
В 2024 году по всему миру прокатилась волна внедрения стейблкоинов, как со стороны розничных пользователей, так и малого бизнеса. Развивающиеся рынки, такие как страны Африки к югу от Сахары, Латинская Америка и Восточная Европа, обходят традиционные банковские системы и используют стейблкоины, что обусловлено ограниченной банковской инфраструктурой и растущим проникновением мобильной связи. Стейблкоины, такие как USDT, особенно в таких сетях, как Tron, стали неотъемлемой частью p2p транзакций, денежных переводов и операций малого бизнеса из-за их ценовой доступности. Такие компании, как Yellow Card, Bitso и Kuna, возглавляют этот сдвиг, предлагая бесшовные свопы на стейблкоины, платежные API и финансовые услуги, адаптированные к местным потребностям. Стейблкоины революционизируют финансовые системы на развивающихся рынках, предлагая доступные и эффективные альтернативы традиционному банковскому делу, получившие широкое распространение. Вполне вероятно, что границы между криптоцентрализованными биржами, глобальными платежными платформами и традиционными финтех-компаниями стираются, и многие из этих игроков переходят на потребительские супер-приложения следующего поколения.
Еще один случай глобального внедрения произошел с вирусными мини-играми TON blockchain tap-to-earn, которые заставляли пользователей нажимать на свои телефоны, чтобы добыть токены. Notcoin, первый крупный успех, набрал более 40 миллионов пользователей и стал одним из самых распространенных криптовалютных токенов, имея более 2,5 миллионов держателей и оценку в ~$1 миллиард. Его преемник, Hamster Kombat, является одним из крупнейших маркетинговых феноменов криптовалют, который, как сообщается, привлек 200 миллионов пользователей и 35 миллионов подписчиков на YouTube, а его токен сейчас стоит ~$280 миллионов. Несмотря на критику в адрес простоты, эти игры продемонстрировали массовую привлекательность благодаря социальным функциям и росту на основе рефералов. Примечательно, что их глобальный охват напоминает другие успешные игры, такие как Axie Infinity. Хотя большая часть активности происходит вне сети, экосистема GameFi от TON демонстрирует удивительную виральность и потенциал привлечения миллионов новых пользователей, используя сеть Telegram и возможности создания сообществ.
Стремительный рост Polymarket, подогреваемый президентскими выборами в США 2024 года, подчеркивает его становление в качестве прорывного криптовалютного сценария использования и прогресс в достижении соответствия продукта рынку. В течение года Polymarket зарегистрировал почти 1 миллион новых аккаунтов, что является исключительным достижением в индустрии, которая часто страдает от низкого уровня привлечения реальных пользователей. Уникальные политические рынки Polymarket позволили спекулянтам делать ставки на рынки, связанные с выборами в США, — уникальное предложение, которое трудно найти за пределами офшорных букмекерских сайтов. Мы отмечаем, что условные объемы на эти выборы более чем в 300 раз превышают объемы выборов 2020 года, что является положительным признаком того, что органический спрос на криптовалюты растет с каждым циклом. За пределами торговли Polymarket стал широко известным новостным приложением, предоставляющим объективные прогнозы на основе рынков, которые опередили опросы при прогнозировании крупных политических событий. В преддверии выборов мобильное приложение Polymarket стало вторым по количеству загрузок новостным приложением для iOS, опередив такие старые медиа-приложения, как New York Times и CNN.
В 2024 году Base и Hyperliquid сыграли ключевую роль в ускорении перехода пользователей с централизованных бирж (CEX) на децентрализованные биржи (DEX), что стало поворотным моментом в переходе на ончейн. Coinbase's Base L2 обеспечила беспрепятственный вход на биржу с помощью теперь уже бесплатной функции Coinbase to Base onramp, значительно снизив трение для новых пользователей и обеспечив значительный рост ончейн-активности, о чем свидетельствует экспоненциальный рост числа уникальных адресов кошельков с начала года. Одновременно Hyperliquid устранила пробел для трейдеров, предоставив торговый опыт, который имитирует отполированный, высокопроизводительный пользовательский интерфейс ведущих CEX, таких как Binance. Этот знакомый интерфейс в сочетании с превосходным исполнением сделок Hyperliquid помог повысить ценность предложения для трейдеров, торгующих на ончейне по сравнению с офчейном. Поскольку Hyperliquid быстро наращивает объемы, деривативные DEX также достигли новых исторических максимумов в доле объемов по отношению к CEX в этом году.
После 2024 года криптовалютная экосистема уже не просто готовится к массовому внедрению — это уже происходит. Мы считаем, что рост числа пользователей переходит на устойчивую и последовательную восходящую траекторию, обусловленную естественным притяжением новых пользователей, открывающих для себя пространство через широкий спектр приложений, а не полагающихся исключительно на прорывные заголовки или волны шумихи. Эта зрелость отражает переход от спорадических, шумных моделей привлечения новых пользователей к более предсказуемой и масштабируемой модели роста. Такие активы, как мемкоины, потребительские приложения, такие как Phantom и Telegram, платформы, такие как Polymarket, и растущая полезность ончейн будут и впредь обеспечивать постоянный рост числа пользователей. Следующий шаг — сделать навигацию по блокчейну более удобной для розничной торговли, чему в значительной степени будут способствовать такие инновации, как абстракция цепи и агрегированные фронтенды.