Цены на уголь на мировом рынке значительно снизились, несмотря на то, что мировой спрос на уголь в 2024 году продолжил расти и, по оценкам МЭА, достигнет исторического максимума в 7,25 млрд тонн.
В то же время введенное после начала военной операции на Украине в 2022 году эмбарго на поставки российского угля в ЕС привело к смещению поставок в Азию, в то время как железнодорожные тарифы продолжили расти.
Влияние негативных факторов усилилось в 2024 году. Дисконты к международным бенчмаркам усугубились резким ростом стоимости железнодорожных перевозок, в том числе отменой тарифных скидок, а также повышением тарифов на перевалку на терминале «ОТЭКО» в Тамани, что привело к обвалу экспорта через порт зимой и весной 2024 года.
Кроме того, в 2024 году были введены экспортные пошлины с привязкой к доллару в России и импортные пошлины в Китай, который стал одним из основных рынков для российских производителей угля.
В течение года США внесли ряд российских угольных компаний в санкционный список (SDN), что подразумевает жесточайшие блокирующие санкции, усложняющие международные расчеты и доступ к международным рынкам.
В 2024 году усугубились застарелые проблемы с пропускной способностью сети российских железных дорог (РЖД).
Движение железных дорог замедлилось из-за нехватки локомотивных бригад, а также инфраструктурных ограничений на БАМе и Транссибирской магистрали на фоне продолжающегося перенаправления грузовой базы в восточном направлении. Кроме того, РЖД не справилась с грузопотоками в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы вызвали падение экспорта угля и крайне негативно отразились на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а чистый убыток за январь-октябрь 2024 года составил $0,83 млрд против прибыли более $3,09 млрд годом ранее.
В последний раз такая ситуация наблюдалась в 2020 году, в разгар пандемии COVID-19.
В 2024 году компании были вынуждены экспортировать уголь себе в убыток или с нулевой рентабельностью, а также урезать инвестиции.
Однако правительство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены экспортных пошлин, что перевешивается повышением тарифов РЖД на 13,8% на 2025 год.
Кроме того, в 2025 году РЖД обеспечит транспортировку только 54,1 млн т угля из Кузбасса, а из других регионов будет экспортироваться на общих условиях.