Крэк-спред— это разница в цене между баррелем сырой нефти и нефтепродуктами, полученными из нее. Это отраслевой тип валовой маржи переработки. ФАС ежемесячно публикует следующие данные по бензину и дизелю:
- средняя цена экспортной альтернативы (рублей за тонну), рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа (ЦАБэксп);
- средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена (долл/тонну) на роттердамском рынке нефтяного сырья (ЦАБрт);
- средние за налоговый период затраты (долл/тонну) на транспортировку морем и перевалку в портах из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья (ТАБм);
- средний за налоговый период уровень цен нефти «North Sea Dated» (долл/баррель) на рынке Северного моря, определяемый как сумма средних арифметических цен на рынке Северного моря за все дни торгов, деленная на количество дней торг в соответствующем налоговом периоде (ЦНСД);
- оптовая цена реализации в России (рублей за тонну).
Используя эти данные рассчитал экспортные крэк-спреды по бензину и дизелю. Крэк-спреды продолжают снижаться и возвращаться к историческим уровням, в том числе за счет крепкого рубля в марте.

Цепочка поставок нефтепродуктов к конечному потребителю выглядит примерно следующим образом:
- добытая нефть компания может направить на экспорт или поставить на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) внутри страны;
- на НПЗ из нефти получают нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и прочее. На этом этапе нефтепродукты могут быть экспортированы или поставлены на внутренний рынок.
Если экспортные цены на нефтепродукты сильно выше внутренних, то компаниям становится невыгодно поставлять топливо на внутренний рынок.
Для сглаживания влияния мировых котировок на внутренние цены был введен демпферный механизм. Демпфер был основан на разнице между экспортной ценой топлива и условной внутренней ценой, подлежащей ежегодной индексации. Демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (сейчас обсуждают изменение параметров).
Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы НПЗ могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности. Если экспортная цена ниже условной, то уже нефтяные компании должны компенсировать бюджету эту разницу. Нашел у Рени такой график, как видим компенсируется большая часть разницы.

На основе данных ФАС рассчитал спред между экспортной и оптовой внутренней ценой. Корректнее вычитать индикативную цену, но она не может сильно отличаться, поэтому для целей анализа думаю достаточно.

Разницы снижаются, что может привести к сокращению выплат от государства.
Роснефть раньше публиковал такую аналитику, маржа по мазуту отрицательная, поэтому важно улучшать НПЗ и выдавать больше светлых нефтепродуктов.
