Как и обещал в прошлом посту (
http://smart-lab.ru/blog/193002.php), который был посвящен небольшому экскурсу в банковскую историю для более нагляного понимания ситуации сложившейся в банковском секторе к моменту событий, в которых свой след в истории оставил И.Г. Рыков.....
ЧАСТЬ 1
При словосочетании «финансовая пирамида» нам представляются «подвиги» финансовых мошенников начала 1990-х. Мало кто знает, что впервые в России такая схема была опробована на заре капитализма – примерно 150 лет назад.
О существовании этого маленького уездного городка в Рязанской губернии, может быть, Россия никогда бы и не узнала, если бы в один прекрасный день с оглушительным треском в Скопине не лопнул банк. Тысячи вкладчиков оказались разоренными, а городское начальство, растратившее их деньги, предстало перед судом. Директор местного банка Иван Рыков выстроил классическую пирамиду, которая действовала целых 19 лет и вытащила из карманов вкладчиков астрономическую по тем временам сумму — 12 миллионов рублей (оклад служащего составлял тогда несколько десятков рублей).
Не получивший достойного образования, скопинский банкир оказался талантливым самоучкой, обладавшим хорошей интуицией и прекрасно умевшим пользоваться подходящим моментом. Кроме того, у него обнаружились недюжинные способности менеджера – он смело и быстро «раскручивал» свои идеи. Капитал только-только пробивал себе дорогу в полуфеодальной России, механизмов контроля за финансовой и коммерческой деятельностью еще не существовало, а деньги в стране имелись. Было куда приложить ловкую руку.
Скопин – именно там появился на свет Иван Гаврилович Рыков в 1833 году. Его отец – небогатый мещанин Оводов рано умер, а после мальчик и вовсе осиротел. Тогда он попал на воспитание к своему дальнему родственнику – богатому купцу Андрею Федоровичу Рыкову. Когда Ивану исполнилось 15 лет, умер и дядя, который оставил ему в наследство 200 тысяч рублей, что по тем временам считалось огромным состоянием, по меркам XIX века, на такие деньги можно было жить безбедно до конца дней. Однако молодой повеса жил на эти деньги, не задумываясь о будущем. Устраивал постоянные пышные застолья и вечеринки, широко жертвовал на благоустройство Скопина и выстроил на собственные средства церковь на городском кладбище, покорив таким образом местное общество. К 30 годам Иван Рыков полностью промотал своё состояние. Деньги ушли, но зато у господина Рыкова появились связи. Тогда Иван решил пойти служить в городскую чиновничью среду, и в кратчайшие сроки стал бургомистром. Злые языки утверждали, что на работу его взяли не за ум, а за отличные застолья, которые он устраивал для местной политической элиты. Многие считали, что помогла фамилия — дядя в городе был человеком очень известным и уважаемым.
Вот как описывает начало деятельности банка А. М. Чехов: «Скопинский банк произошел из ничего. В 1857 г. собрались скопинцы и порешили иметь свой собственный банк. Получив разрешение, они внесли все свои наличные в размере 10103 р. 86 к. и назвали их «основным капиталом». Цыпленок разрастается в большого, горластого петуха, но никто не мог думать, что из этой грошовой суммы вырастут со временем миллионы! Цели банка предполагались розовые — треть доходов в пользу родного Скопина, треть на дела благотворения и треть на приращение к основному капиталу.» Задавшись такими целями и положив в кассу основной капитал, скопинцы занялись операциями. В 1863 году Рыков был назначен директором Скопинского банка. Несколько скопинских граждан протестовали против назначения Рыкова, но его кандидатуру поддержало начальство. Власти надеялись, что Иван Рыков перенял от отчима предпринимательскую жилку и интерес к ведению финансовых дел.
В первые годы своего существования Скопинский Городской Общественный Банк был весьма полезен для местной промышленности и торговли, банк работал просто прекрасно. Деятельность банка находились под строгим контролем городских властей. Кредиты выдавались в основном в соответствии с рекомендациями городского руководства. Крестьяне, учителя, помещики и другие новоявленные вкладчики несли свои накопления под 3% годовых. Но вскоре молодой финансист решил развернуть более активную деятельность банка, чтобы получать еще больше дохода с вкладчиков. После недолгих размышлений Рыков сообразил, что если объем привлекаемых вкладов будет больше, чем выплаты по депозитам, то банк продолжит успешно работать, при этом и ему перепадет увесистый «кусочек» прибыли. Но ему мешал пристальный контроль со стороны городского головы, купца Михаила Леонова, человека принципиального и честного. Рыков задумал избавиться от ненавистного Леонова и артистично исполнил свой план. Он сам баллотировался в городские головы и выиграл следующие выборы. Но поскольку совмещать должности директора банка и городского головы было нельзя, то последнюю должность он уступил своему единомышленнику – купцу Николаю Афонасову. И вернулся к вопросу, что же сделать, для того чтобы деньги пошли в маленький уездный банк? Все просто: выгодные условия и реклама.
Первой заботой молодого директора скопинского банка стало привлечение капиталов в уездный городок. Рыкову было необходимо, чтобы потенциальные вкладчики жили подальше от Рязанской губернии и пореже наведывались в Скопин – лишние глаза в городе не нужны. Этим условиям идеально соответствовали монастыри – их сбережения в значительной степени и пополнили банковские сейфы. Иван Гаврилович вполне профессионально провел «рекламную кампанию», используя провинциальную и столичную печать, где публиковались объявления о сказочных процентах по вкладам во всех газетах и журналах. Он объявил о выдаче по вкладам безумных процентов, от 6% до 7.5%, в то время как другие банки платили 3%. Главным редакторам газет он лично предоставил крупные беспроцентные кредиты. А вот пример, как Рыков расплачивался за рекламу. Редактор и издатель газеты «Современные известия» Никита Гиляров рассказал об этом эпизоде на суде:
— Однажды, познакомившись со мной по поводу составления телеграммы о каком-то его пожертвовании, Рыков в знак благодарности полез в карман за папиросами, но, не найдя таковых, предложил мне вместо папиросы кредит в своем банке с маленьким процентом и необязательным возвратом капитала… Предложением я воспользовался.
Подавляющее большинство выбирало скопинский банк именно из-за высокого процента, при этом, совершенно не задумываясь, чем вызвана подобная щедрость. Новые вкладчики появлялись благодаря рекламе в газетах и «сарафанному радио». Реклама заработала – популярность скопинского банка росла, деньги стекались в городок, обещанные проценты выплачивались, пирамида строилась. Все были довольны.
«Его отец – небогатый мещанин Оводов рано умер, а после мальчик и вовсе осиротел. Тогда он попал на воспитание к своему дальнему родственнику – богатому купцу Андрею Федоровичу Рыкову. „