ВМС Швеции ведут поиск иностранной, предположительно, российской подводной лодки, которая терпит бедствие в ее территориальных водах, сообщила шведская газета
Svenska Dagbladet со ссылкой на «надежные источники». Газета
Expressen со ссылкой на эксперта сообщает, что под водой может быть новейшая российская мини-подлодка Тритон-НН. На
официальном сайте вооруженных сил Швеции говорится, что армия «не подтверждает и не опровергает» сообщения об иностранной субмарине. Минобороны РФ объявило, что никаких аварийных ситуаций с российскими кораблаями не было.
По данным Svenska Dagbladet, служба радиоперехвата шведских ВМС (Försvarets radioanstalt) зарегистрировала радиопередачу на русском языке из своих территориальных вод. Сигнал помощи был направлен из района Стокгольмского архипелага на русском языке. Сигнал был пойман дважды — один раз в зашифрованном виде. После второй передачи шведские военные установили, что приемник радиосигналов, по информации Svenska Dagbladet, расположен в российском Калининграде, где находится база Балтийского флота РФ.
При этом в сообщении шведской газеты отмечается, что радиопередача велась на частотах, используемых российскими ВМС в экстремальных ситуациях. Из этого делается вывод, что они посылались аварийной российской подлодкой, передает ТАСС.
Швеция пытается определить точное местоположение источника радиосигналов. Вместе с тем, как заявил один из источников издания, «в настоящее время действия фокусируются на четком определении наличия иностранной подводной деятельности» в территориальных водах Швеции.
Также блоггеры
опубликовали карту передвижений одного из судов, которое изменило маршрут после первых сообщений о ЧП: это российский танкер MS Concord, принадлежащий новороссийской компании «Новошип» и плавающий под флагом Либерии.
Вечером 17 октября представители вооруженных сил Швеции начали в районе Стокгольмского архипелага
операцию по обнаружению «иностранной подводной активности». В ней задействованы суда и вертолеты.
19 сентября Швеция объявила, что два российских военных самолета вторглись в ее воздушное пространство и назвала вторжение «серьезным нарушением».
Скандинавская пресса в связи с этими сообщениями вспоминает, как в 1981 году в Швеции села на мель советская подводная лодка U137, оказавшаяся глубоко внутри шведских территориальных вод, что вызвало громкий скандал и усилило подозрения о масштабах и мотивах таких вторжений.
«С-363» — советская средняя торпедная дизель-электрическая подводная лодка
проекта 613.
За инцидент в территориальных водах Швеции получила на флоте ироническое прозвище «Шведский комсомолец». Западная пресса также упражнялась в остроумии, назвав её
Whiskey on the rocks. Игра слов в том, что это выражение, означающее обычно просто виски со льдом, в этом контексте переводится как лодка 613 проекта на скалах, или на камнях (НАТОвское название советских лодок этого проекта — как раз «Whiskey»).
Как это было
В октябре 1981 г дизельная подводная лодка С-363 (бортовой №137) дважды Краснознаменного Балтийского флота под командованием капитана 3 ранга Н.Гущина находилась в обычном учебном походе. По классификатору NATO эти ПЛ обозначаются как тип W (WHISKEY), а официальное их обозначение в советском ВМФ — «проект No 613». Прототипом была избрана германская лодка XXI-й серии. Уже на стадии проектирования конструктора использовали весь тактический и технический опыт применения подлодок, который удалось накопить в ходе войны. Разработка проекта осуществлялась в ЦКБ-18 МСП (ныне ЦКБ МТ «Рубин») в Ленинграде, а строительство всей серии из 215 единиц — крупнейшей в истории советского флота — на судостроительных заводах в Ленинграде, Николаеве, Горьком и Комсомольске-на-Амуре в период 1950-56 гг. В разное время 39 ПЛ этого типа было передано во флоты Албании, Болгарии, Египта, Индонезии, КНДР, Польши и Сирии.
Утром 28 октября 1981 года в фиорде, ведущем к главной базе ВМС Швеции в Карлскруне, была обнаружена необычная гостья: севшая на скалы дизельная подлодка с бортовым номером 137. На ее рубке, исключая всякие сомнения в происхождении субмарины, развевался бело-синий флаг с красной звездой.
Примерно к 10 утра появился на моторке одинокий рыбак. Узрев открывшуюся его глазам картину, он прямо на месте развернулся и рванул назад. Надо думать, его сообщение вызвало немалый шок, ибо лишь минут через 40 появился военный катер.
Когда он подошел к борту, находившийся на его борту офицер по-английски спросил: «Что случилось?». Ему ответили: «Навигационная авария». Узнав фамилию командира, офицер осведомился, не нужна ли помощь.
Помощь, конечно, требовалась, но здесь вступали в силу политические и экономические факторы. Например, командир не знал, как быть со ст. 2 КУ-78 (Корабельного Устава редакции 1978 г), где жирным шрифтом выделено: "
Корабли и суда ВМФ СССР подчиняются только Законам СССР… где бы они не находились. Ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля СССР. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия".
Советский буксир, пытавшийся проникнуть в фиорд и стащить лодку с мели, был отогнан шведской субмариной. Подняться шведам на борт для досмотра, он, следуя уставу, запретил.
Так началась почти недельная драма, едва не закончившаяся масштабным кровопролитием. Шведы не могли поверить, что лодка «просто заблудилась», сумев проскочить среди густых минных полей. Стокгольм решил, что на камнях засел «шпион» или, возможно, «диверсант». На ближайшем к субмарине островке высадилась группа захвата из 50 человек, готовясь выполнить приказ главкома вооруженных сил Швеции Леннарта Льюнга о захвате «эски».
«Мы хотели избежать насилия. Прежде всего через громкоговорители мы собирались призвать экипаж покинуть лодку и не оказывать сопротивления.
В случае отказа мы должны были действовать с применением оружия, – рассказывает о давней драме на страницах шведской газеты Svenska Dagbladet командир группы захвата Турбьерн Элминг. – В рубке почти всегда торчал замполит Беседин. Он находился под прицелом снайпера на расстоянии 78 метров. Распоряжение о подрыве лодки он бы не успел отдать, снайпер бы его снял еще до этого».
Ситуацию осложняло то обстоятельство, что по данным, которые передали шведам американцы, на борту субмарины, скорее всего, находилось тактическое ядерное оружие.
К счастью, боя удалось избежать. Москва и Стокгольм договорились, что шведам разрешат допросить офицеров субмарины, но сама она досматриваться не будет.
Гущин и Беседин идут на допрос.
7 Ноября подлодку вывели в нейтральные воды.
Корабль шведских ВМС сопровождает лодку до нейтральных вод.
С тех пор за С-363 на Западе закрепилось ироничное название Whisky on the Rocks. Здесь стоит пояснить, что «эски» по классификации НАТО относились к классу Whisky, так что получается игра слов: «Виски на скалах (на льду)» – название популярного коктейля.
Новые сведения, сообщенные недавно Василием Бесединым, заставили Швецию содрогнуться задним числом. По словам бывшего замполита, в случае попытки захвата экипаж должен был взорвать лодку. «Приказ о подготовке к уничтожению поступил из штаба Балтфлота. И мы предприняли бы необходимые шаги в этом направлении», – заявил г-н Беседин в интервью газете Aftonbladet.
Высокопоставленные шведские офицеры, принимавшие участие в «деле подлодки», в том числе главный переговорщик коммендор Карл Андерссон, сомневаются в истинности утверждений Беседина.
По их словам, советские инструкции, как и шведские, предписывали в случае угрозы захвата военного корабля в мирное время приведение его в негодное состояние. Это можно было сделать, к примеру, с помощью повреждения гребного вала. «Для выведения лодки из строя не обязательно приносить в жертву экипаж», – говорит Карл Андерссон. Нежелание шведских офицеров, настаивавших на вооруженном решении проблемы «эски», признать правоту Беседина, вполне объяснимо. Ведь если бывший замполит, проживающий сегодня в Балтийске и готовящий, по его словам, книгу или киносценарий о событиях 1981 года, говорит правду, «ястребы» едва не втянули Швецию в войну с Советским Союзом. Они до сих пор с сожалением говорят, что следовало провести вооруженную операцию по захвату субмарины, а не вступать в переговорный процесс с Москвой”.
и на солнце вспышка.ёлы палы. причем сильная очень
.1 час назад | Общество | РИА Новости
Мощная вспышка зафиксирована на Солнце
МОСКВА, 19 окт — РИА Новости. Мощная звспышка на Солнце класса Х1 зафиксирована около 9.00 мск 19 октября, магнитная буря на Земле пока не прогнозируется, сообщил РИА Новости представитель Института прикладной геофизики.
не в обиду. но коль скоро ты сам признался в нетрадиционной ориентации и ненавидишь россию, наверно мечтаешь получить грант от амеров, судя по постам.- то давай сохранять или нейтралитет или не общаться. нам не по пути. я люблю сэкс с девушками, люблю россию. не считаю америку образцом. а то что я не люблю шувалову и дворковича и других- это не относится.
Минобороны России категорически опровергает, что очередная апл терпит бедствие, а вот шведы пытаются добраться до лодки.
Очень тихо (пока тихо) даже называют конкретное судно — Дмитрий Донской. Это АПЛ с Булавой.