Либеральные мантры о «свободе конкуренции» лишь служат идеологическим прикрытием централизации капитала. Так, крупных брендов в мире значительно больше, чем их владельцев — компании стремятся перекрыть рынок разными марками товаров от одного владельца, а не допускать каких-то там конкурентов к дележу «пирога».
В 2008 году было не менее интересное исследование, основанное на анализе базы данных Orbis 2007, в которой содержатся данные о 37 миллионах компаний и инвесторах по всему миру. Изучение взаимосвязи компаний на основе их владения акциями друг друга позволило выделить кластер из 43060 транснациональных компаний (ТНК), тесно связанных друг с другом. Дальнейший анализ выявил ядро кластера из 1318 компаний, каждая из которых была связана с другими компаниями в среднем 20-ю связями. Доход этих ТНК без учета акций составлял только 20% от общих доходов, но это «ядро» владеет большой частью «синих фишек» (высокодоходных и малорискованных акций крупных компаний), и реальные доходы этой группы составляют 60% глобальной выручки.
Ученые заинтересовались и начали копать глубже, выявив «зернышко» в «ядре»: 147 еще более тесно связанных компаний, которые контролируют 40% от общих доходов: «по сути, меньше чем 1% компаний контролирует 40% всей сети», большая часть из них — финансовые институты.
Таким образом, мало того, что реальные доходы и владения сосредоточены у почти что нескольких транснациональных компаний, их руководство находится не просто в каких-то отношениях в плане знакомства, но попросту перемешано. Это для наивных идеалистов — «свобода рынка», а для своих — междусобойчик по ограблению планеты.