Российская империя и в дальнейшем Советский Союз славились своими изобретателями. Не все знают, что первый электромобиль создали в Царской России лишь немногим позже, чем за рубежом в Англии.
Первый русский электромобиль был выпущен более ста лет назад: в 1899 году. Он мог проходить на одном заряде батарей 65 километров и двигался со скоростью 39 км/ч.
Изобретательская жилка у нас сильна. А вот коммерческое вополощение, доведение до рыночного продукта не так развито. Поэтому западные страны, а сейчас и азиатские, опережают нас в сфере инноваций.
Смотреть видео, если лень читать:
Но и мы кое-что можем. Орган который регистрирует изобретательскую активность в России называется
Роспатент. Это федеральная служба по интеллектуальной собственности. Она публикует ежегодные отчёты на эту тему. Сколько подано заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец и товарный знак. Данные предоставляются как в целом по России, так и по отдельным субъектам Федерации. Ознакомимся с ними.
Полный документ.
Это цифры за 2017 год. Всего в Роспатент поступил 36,5 тысяч заявок на изобретение. Это меньше, чем в 16-м году на 12%. По полезным моделям тоже просадка: примерно 10,5 тысяч. Понижение за год составило 4%. Застой и упадок был не везде. Новых промышленных образцов было 6,5 тысяч. Это увеличение на 19% по сравнению с предшествовавшим годом – 2016. Мы обсуждаем 2017 год. Это время, когда экономика России уже оправилась от кризиса 15-го/16-го годов и ВВП от падения перешёл к росту. Это в полной мере подтверждается активностью по регистрации новых товарных знаков. К изобретениям это не отностится, но тоже фиксируется Роспатентом: 73,5 тысячи за год. Плюс по данному направлению составил 14%.
Изобретательская активность сильно отличается в зависимости от региона. Она на высоком уровне в Ивановской области, Москве, Питере и Томской области.
Ивановскую область я не зря поставил на первое место. В 2017 году она проявляла невероятную изобретательскую активность в пересчёте на 10 тысяч человек населения. Ивановская область обогнала другие субъекты Федерации и стала лидером по стране, вытеснив Москву с первой строчки. Город невест стал ещё и городом самых плодовитых инноваторов.
Россия – страна большая. У нас есть регионы, где регистрируется очень мало изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. Это отдалённые субъекты Федерации со слабым развитием инфраструктуры. Например Чукотка, Сахалин, Тыва, Ненецкий автономный округ. Там изобретательская активность близка к нулю.
Скажу несколько слов про Крым. Республика и город Севастополь далеки от лидеров, но и не относятся к числу аутсайдеров.
Суммарно два субъекта Федерации подали за 2017 год
142 заявки на изобретение,
162 на полезную модель и
584 на товарный знак. По коэффициенту изобретательской активности Севастополь опережает Республику Крым. Коэффициент показывает количество изобретений на 10 000 человек. Около 2 у Севастополя, примерно единица у Республики. По сравнению с Ивановской областью, Москвой и Питером это не много.
Патентованием изобретений обычно занимаются вузы, научные центры, промышленные предприятия. Также это могут быть отдельные граждане, работающие в индивидуальных лабораториях. Показатели по Крыму ещё слабые, но уже сейчас показывают положительную динамику. Они будут и дальше расти по мере развития научно-технической базы.
Для справки назову телефон Федерального института промышленной собственности. Он входит в Роспатент и предоставляет устные консультации на эту тему. Телефон справочной службы
+7 (499) 240-5842 или
+7 (495) 531-6674. Адрес электронной почты
fips@rupto.ru. Изобретайте и регистрируйте ваши изобретения. Доказывайте на собственном примере, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
как и тысячи наших единомышленников
и что забавно: поиск по слову фипс на habr
находит давнишние случайные статьи
значит изобретатели недооценивают важность
на карте или графиками по данным таблиц
и не найдя ни в ютюбе ни в отчёте ФИПС
возможно построю графики сам
а ведь теоретически торговых роботов
могут регистрировать в ФИПС
Будет возможность, напишите, пожалуйста, свежий обзор по грузовым перевозкам. Прежде всего интересует авто по России, СНГ, Европе и Азии. Если рассмотрите ЖД и АВИА, то тоже будет очень познавательно. Спасибо.
www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info/oper-12-2018.pdf
здесь есть расклад по грузоперевозкам за год. Страница 74
У нас проблема с внедрением инноваций в монополизации всего и вся государством.
В итоге один раз один человек ошибся с решением — и привет.
Историю с Поповым помните ведь. Изобрел Попов, а вспоминают Маркони. Или сейчас эта истрия с OneWeb. Ежу понятно, что всепланетный инет сделают. Но Баба Яга — против. Или уже согласна?
> Историю с Поповым помните ведь. Изобрел Попов, а вспоминают Маркони.
Это миф из разряда «СССР — родина слонов». Радио на самом деле коллективное изобретение, и Попов там далеко не самый главный. Впрочем, как и Маркони. Наибольший теоретический вклад в развитие радио по-чесноку сделал, наверное, Герц. Тот же Эдисон на практике применил радиосвязь (впервые в истории) еще за 7 лет до демострации опыта Попова. Ну и то, что аппаратура Попова включала трубку Бранли и повторяла опыт Лоджа тоже как бы намекает )
Главным усовершенствованием у Попова было добавление реле и молоточка, стучавшего по когереру и возвращавшего его в состояние ожидания. Но прям на «изобретение радио» данное мелкое рацпредложение не тянет.
Ив Ив, с изобретениями постоянно такая фигня: шаг за шагом, каждый добавит бантик тут или отпилит ненужное там. А потом бац! и беспроводной инет 5-го поколения делает всех фиксированных провайдеров ненужными мамонтами.
Про Попова не про то хотел сказать. Он изобрел или не он — вижу, Вы крайне подкованны в этом вопросе. Важно, что на развитие технологии нужны были инвестиции, а какой-то флотский чин не смог понять перспективу и в финансировании отказал. И после этого история Попова заканчивается. По крайней мере у меня такие воспоминания о той ситуации. А у Вас?
Или вопиющая история с подводными лодками Петра 1. Все тоже самое. Перспективы туманные, в финансировании отказать. Изобретателя сослать в деревню.
> Важно, что на развитие технологии нужны были инвестиции, а какой-то флотский чин не смог понять перспективу и в финансировании отказал. И после этого история Попова заканчивается.
Собственно, отличный пример того, почему всякие страны с «сильным государством» регулярно сливают странам с активной частной собственностью и инициативой — чиновникам нафиг не нужно рисковать задницей, выбивать деньги, писать бизнес-планы… Единственное исключение — какой-нибудь стратегический оборонный проект, куда вливают не глядя (и обычно крайне неэффективно).
В остальном куда ни плюнь, большинство инноваций внедрили именно частники, готовые попытаться заработать денег. Поэтому страны с развитой системой займов на бирже/в банках и минимальными барьерами для бизнеса в итоге рулят миром.
Не комментирующие, а про пропустивших.