Мультипликатор цена чистая прибыль позволяет оценить перспективность покупки акций различных компаний для получения прибыли в будущем. Смысл коэффициента заключается в том, сколько денег инвесторы готовы платить сегодня на каждый доллар (рубль, евро) получаемой прибыли завтра. Если по простому, то коэффициент P/E показывают за сколько лет окупятся ваши вложения в акции компаний. Рассчитывается значение P/E как отношение текущей рыночной стоимости компании к ее чистой прибыли.
P/E = Цена (Price) / Чистая прибыль (Earnings Ratio)
Обратное значение коэффициента P/E показывает доходность в процентах — 1 / (P/E) или E/P
Для чего нужен мультипликатор Р/Е
Значение цена — чистая прибыль позволяет быстро сравнить несколько абсолютно разных по капитализации компаний и сделать правильный выбор в пользу тех, которые в данный момент наиболее выгодные с точки зрения доходности.
Допустим у вас есть деньги и вы хотите купить квартиру (или несколько) для сдачи в аренду. Есть вариант квартиры с большой площадью стоимостью 100 000 долларов. Также можно на эти деньги купить 2 квартиры поменьше, по 50 тысяч каждая. Что же выбрать?
Нужно понять за сколько денег вы будете их сдавать, то есть определиться, какую они прибыль вам будут приносить ежегодно. Средняя сдача внаем на рынке квартир с большой площадью составляет 500 долларов в месяц. Маленькие сдаются по $300. Чтобы не усложнять расчеты мы не будем учитывать текущие сопутствующие расходы: ремонт, простои, налоги и прочее.
Исходя из этих данных получаем:
p/e большой квартиры будет равен 16,6 (100 000$ / (500$ х 12 мес.)
p/e маленькой квартиры будет равен 13,8 (50 000$ / (300$ х 12 мес.)
Исходя из полученного значения цена / чистая прибыль получаем, что покупка 2-х квартир более выгодное вложение. Ведь их срок окупаемости почти на 3 года меньше.
Соответственно обратное их p/e или доходность будет составлять 6% и 7,2%.
Тот же самый критерий можно применить и к оценке компаний. Возьмем самую популярную компанию Газпром. Стоимость самой компании (капитализация) составляет примерно 5423 миллиардов рублей, а сама компания заработала 1620 миллиардов чистой прибыли. В таком случае получаем:
P/E = 3,3 (5423 млрд. / 1620 млрд.)
Если вы купите всю компанию целиком, то сможете вернуть все потраченные деньги через 3,3 года. Конечно при условии, что норма прибыли не изменится.
Но так как вы скорее всего таких денег не имеете, то вам по карману купить только часть акций. Но прибыль, приходящаяся на одну акцию будет в той же пропорции, что и у всей компании. Поэтому P/E вашей инвестиции также будет 3,3.
Для компаний, акции которых торгуются на бирже, значение P/E будет зависеть от их котировок и нормы прибыли. Когда на рынке преобладает оптимизм — это толкает значение P/E вверх. Если пессимизм коэффициент цена — прибыль падает.
За последние 40 лет средний P/E акций, входящих в индекс S&P 500 составлял примерно 18. Причем в этот период наблюдались достаточно сильные отклонения как вверх так и вниз от среднего значения. Диапазон колебаний составлял от 10 до 35. Только на основании этих данных уже можно делать определенные выводы о дальнейших перспективах. Если значение выше 20 — это не самое лучшее время для покупки. А если соотношение цена прибыль достигает экстремальных значений 30-35 — самое время уходит с рынка и продавать все акции, так как идет явная переоцененность стоимости компаний.
Обычно высокие цены на акции обусловлены повышенными ожиданиями инвесторов роста доходов компании в будущем. В расчет берется бурный рост экономики, различные технологические изобретения, способные дать толчок компании. Конечно, это может повлиять на повышение прибыли, но на достаточно коротком интервале времени. Как правило, на долгосрочном периоде, размеры прибыли не сильно меняются. Поэтому излишний оптимизм по поводу роста дохода не оправдан.
Яркий пример опасности покупки акций при высоком P/E наблюдался в начале 2000-х в США во время бума IT-компаний. Все верили в то, что интернет-компании перевернут мир и их доходы будут со временем только расти. В то время котировки акций Yahoo достигали на бирже 100 долларов. При том, что прибыль на акцию составляла всего 12 центов. Коэффициент цена прибыль при этом составлял немыслимое число — 800. Это значило, чтобы окупить свои вложения при сохранении текущей прибыли нужно ждать 800 лет!!!!
Конечно, никто не думал про это. Все считали, что компания будет наращивать прибыль, удваивая или утраивая ее с каждым годом. Но чуда не произошло. И вскоре котировки упали более чем в 20 раз!!!
Особенности использования P/E
Коэффициент позволяет практически на лету сравнивать компании, имеющие разные обороты, доходность, стоимость. Но следует понимать, что значение цена прибыль не дает полной картины и дополнительно у него есть ряд недостатков и особенностей, которые нужно учитывать проводя сравнительный анализ.
- Самым главным недостатком является тот факт, что значение P/E образуется исходя из прошлых или текущих значений. Другими словами текущая окупаемость вложений в будущем может измениться как в большую так в меньшую сторону.
- Исходя из предыдущего пункта о невозможности спрогнозировать будущую прибыль, покупка компании с более отношением «цена -прибыль на акцию» дает вам определенный запас прочности. Если даже прибыль будет уменьшаться, а мультипликатор расти, правильно выбранная компания даже исходя из этого способна приносить более высокий доход на вложенный капитал, по сравнению с другими, с высоким значением р/е.
- При получении убытка, значении p/e становится отрицательным. Тогда его применение и сравнение с другими теряет всякий смысл.
- Использовать p/e имеет смысл только для сравнения компаний из одной отрасли или страны. Именно среди них нужно проводить анализ, выявляя переоцененные и недооцененные акции сектора. Это связано с тем, что у каждой отрасли свои средние значения доходности, перспективы развития и экономическая ситуация в данный момент. Компания с высоким p/e может быть лидером в своей отрасли, в тоже время другая компания с более низким значением, по сравнению с первой, может быть аутсайдером своей ниши.
- Мультипликатор цена — чистая прибыль у разных источников может рассчитываться по разному: по итогам года, квартала или даже в реальном времени. Следует помнить об этом проводя анализ. И конечно, использовать данные из одного источника, чтобы не было расхождений. Правильно конечно анализировать значение, полученное за год.
- И хотя само значение показывает доходность компании, это так называемая «бумажная прибыль», фигурирующая в отчетах о доходах. Компания может использовать полученную прибыль для расширения производства, что должно положительно сказываться на росте ее стоимости и (или) выплаты дивидендов своим акционерам. Наблюдается связь изменения цен на акции в будущем и получаемой прибылью компании.
- Значение P/E отдельных компаний может достигать экстремальных значений, намного отличными от предыдущих периодов. Это может быть связано со многими факторами: получением очень хорошей прибыли за прошлый год, отсутствие интереса у инвесторов или наоборот, политическая и экономическая обстановка в стране. И желательно не особо надеяться в будущем на сохранение таких значений.
Анализ цена прибыль — где смотреть
Вариантов как всегда несколько. Выбирайте понравившийся в зависимости от того, где вы торгуете и какие критерии отбора вам нужны.
- На сайте РБК. По каждой компании есть свои фундаментальные показатели. Большим неудобством является невозможность сравнительного анализа.
- Сервис Гугл — Google Finance Stock Screener. Можно анализировать как зарубежные, так и российские компании.
- Finviz.com — однозначно лучший англоязычный сайт с прекрасной возможностью анализа и поиска по множеству параметров.
- Investing — неплохой сайт. Позволяет анализировать и российские акции (ru.investing.com/stock-screener).
- Ну и конечно на нашем всеми любимом сайте Smart-lab.)
- Всем прекрасного настроения и прибыльной торговли!
Добрый день! поясните пожалуйста на примере акции ru0007661625 коэффициент P/E
Коэффициент цена/прибыль TTM
9,53
1,45
9,53(компания)/1,45(отрасль). Что я должен увидеть переоценена ли компания, стоит ли покупать акции. Можете объяснить как это правильно проанализировать?