Петров Саша
Петров Саша личный блог
28 июня 2019, 08:08

P/S простыми словами.

Коэффициент Цена/Выручка (Price/Sales Ratio, P/S) оценивает компанию по объему продаж и дает представление о том, сколько инвестор платит за 1 рубль (доллар) ее выручки. Рассчитывается данный показатель как:

  • P/S = Рыночная стоимость компании/Объем продаж

Что касается применения данного коэффициента, то есть мнение, что  мультипликатор P/S больше подходит для оценки сервисных компаний, например, телекоммуникационных, в то время как коэффициент P/E является универсальным и может применяться для оценки компаний из любой отрасли. Такой точки зрения, в частности, придерживается автор книги «Инвестиционная оценка» Асват Дамодаран.

Как оценивать мультипликатор P/S

Показатель  P/S хорошо подходит для оценки компаний крупной капитализации и хуже – для компаний сферы услуг, например, банков, страховых компаний, так как они не имеют объема продаж в прямом смысле этого слова. Значение показателя P/S < 2 можно считать нормой. Чем ниже P/S, тем лучше, и тем меньше инвестор платит за каждый доллар, получаемый компанией с продаж. Значение P/S < 1 говорит о возможности купить этот доллар продаж со скидкой.

При инвестировании стоит обращать внимание не только на прошлые показатели. Дело в том, что рынок не стоит на месте, и если компания показывает прекрасные результаты сегодня, это вовсе не значит, что она будет и дальше развиваться в этом направлении. Поэтому при анализе необходимо учитывать наличие у компании определенной стратегии по увеличению объема продаж.Анализировать показатель P/S следует в динамике, т.е. за несколько лет. Постоянное снижение этого показателя при растущих объемах продаж и увеличением прибыли компании означает, что выручка компании растет куда более стремительными темпами, чем цена ее акций. Долго такое длиться не может и цена акций должна будет подтянуться вслед за объемами продаж. Принято считать, что если P/S равен значению близкому к единице, то такая акция теоретически является очень привлекательной для покупки. Если P/S постоянно увеличивается, а уровень прибыльности остается на прежнем уровне, то рост цены такой акции в дальнейшем может не оправдать надежд инвесторов. 

Для лучшего понимания мультипликатора P/S рассмотрим пример. Сравним его для российских компаний «Роснефть» и «Лукойл» — как крупные акционерные общества они обязаны раскрывать информацию о своем финансовом состоянии в открытых источниках, публикуя отчетность МСФО.

Компания

Капитализация

Выручка

Коэффициент

Лукойл

4 035

8256

0,48

Роснефть

4 399

8593

0,51

 Показатели компаний Лукойл и Роснефть на конец июня 2019 г. в млрд. рублей

Таким образом, на конец июня  2019 г. коэффициент P/S у «Роснефти» был равен 0,51, а у «Лукойла» – 0,48. Получив данные результаты, можно сказать, что за 1 рубль выручки инвестор компании «Роснефть» платил на 03 копейки  больше, чем инвестор компании «Лукойл». Соответственно, не имея больше никаких данных, логично будет сделать выбор в пользу компании Лукойл. Однако инвестору следует помнить, что прошлая выручка не гарантирует будущей прибыли. У компании с низким P/S должна быть стратегия роста продаж и увеличения прибыли.

Преимущества мультипликатора P/S

Ключевое преимущество мультипликатора P/S заключается в том, что он, в отличие от коэффициента P/E, может быть рассчитан для всех компаний. Потому как выручка не может быть отрицательной. Чего не скажешь о чистой прибыли, используемой для расчета Р/Е. И в случае, когда оцениваемая компания или ее аналоги несут убытки, мультипликатор P/S незаменим.

Другим позитивным моментом является то, что колебания выручки меньше, чем прибыли, и показателем объемом продаж сложней манипулировать, чем чистой прибылью. В результате P/S позволяет объективно соотносить различные компании, не зависимо от применяемых ими методов бухгалтерского учета.

Однако при всех достоинствах коэффициента P/S важно учитывать, что объем продаж — лишь один из факторов, влияющих на прибыль. А компании с одинаковыми продажами могут иметь совершенно разную прибыльность, и в результате будут стоить по-разному. Потому как именно прибыль, а не выручка определяет стоимость актива на рынке.

 Всем прекрасного дня и прибыльной торговли)
11 Комментариев
  • Sedok
    28 июня 2019, 10:35
    По 100 крупнейшим компаниям США средневзвешенный индекс P/S составляет 4. Вопрос на засыпку: это хорошо или плохо, с точки зрения фундаментального анализа?
      • Sedok
        28 июня 2019, 13:02
        Петров Саша, а какая сейчас средняя P/S по российскому рынку, у Вас есть такие данные?
          • Дмитрий Вебсмит
            28 июня 2019, 18:41
            Петров Саша, откуда такие цифры, менее 2 допустимо
            • Sedok
              29 июня 2019, 07:50
              Дмитрий Вебсмит, правильный вопрос. Все показатели должны пройти массовое нормирование, в том числе на отраслевом уровне, и по результатам этого нормирования должна родиться качественная оценка (лингвистическая классификация), что такое хорошо и что такое плохо. Я довольно плотно занимался этим 15 лет назад. Хорошо бы это исследование освежить, но уже нет никаких сил. Дедушка старенький, нужна талантливая молодёжь )))
  • самый бесполезный мультипликатор
    • Sedok
      29 июня 2019, 07:46
      От Лонга! Я тебя умоляю!, для российских условий PS лучше PE, потому что компании, занимаясь оптимизацией налогообложения, непрерывно искажают отчётность, и прибыль отражается с занижением. По силе он такой же, как и производительность труда тип 1 — выручка на одного сотрудника, млн. руб. на человека в год
      • Дмитрий Вебсмит
        29 июня 2019, 13:35
        Sedok, на мой взгляд самый оптимальный вариант для оценки того, насколько бумага недооценена/переоценена, это отношение чистая прибыль/EV
      • Sedok, а я вообще исключил параметры P и S из анализа
        использую только E, EV, EBITDA, BV, Net Debt
        и только данные МСФО

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн