Разбираясь с ситуацией, прошерстил открытые источники. Результат:
1. Корпорация «ВСМПО-Ависма» контролирует около 25% глобального рынка продукции из титана. Россия на одну треть обеспечивала потребности американской Boeing в титане, европейской Airbus — почти на 50%, а бразильской Embraer — практически на 100%. В прошлом году поставки в США упали в пять раз (до 47 миллионов долларов в год), но Европа продолжила импортировать титан на уровне около 250 миллионов в год (Источник finance.rambler статья от 04.11.24)
2.Европейские эксперты указывают на доминирующую роль ВСМПО в поставках обработанного титана, признают невозможность замены в короткие сроки. (Отличный отчет AEROSPACE & DEFENSE INDUSTRY OUTLOOK от EFESCO Consulting с очень наглядными диаграммами). Добавлю, что даже при технологических возможностях заменить быстро не получится, тк детали из титана используются в критических узлах самолетов, испытывающих колоссальные нагрузки. Они напрямую влияют на безопасность перевозок. Чтобы их заменить, необходимы годы испытаний и заключений, для получения необходимых сертификатов. Предположение: вряд ли Эйрбас пойдет на замену продукции от ВСМПО. Первая причина указана строчкой выше, вторая — конкуренция с Китаем. Очевидно, что у изделий ВСМПО лучшее соотношение цена/качество. На фоне успешного запуска производства пассажирских самолетов в Китае, о цене тоже будут крепко думать. Вероятно, уже сделали выводы из ситуации с европейским автопромом, стонущего под натиском китайских поставщиков.
3. В продолжении п.2. Боинг пытался найти альтернативу. В результате сейчас ведется расследование о поставках некачественного титана из Китая. Поставленная продукция не соответствовала заявленной спецификации. Ещё одна большая проблема для и без того испытывающего кризис Боинга. Напомню, что в г.Верхняя Салда действует совместное предприятие ВСМПО-БОИНГ. Создано при непосредственном участии специалистов Боинга, сертифицировано по всем стандартам этой компании (Из пресс-релиза Ростеха: «Начало сотрудничеству ВСМПО-АВИСМА и Boeing было положено в 1993 году, когда
российская корпорация вошла в число поставщиков титана для американской компании. В
2006 году было подписано соглашение о создании совместного предприятия по обработке
титановых штамповок Ural Boeing Manufacturing в городе Верхняя Салда. Общие инвестиции в проект составили порядка 70 млн долларов, производство было запущено в 2009 году.Совместное предприятие постепенно наращивает объемы производства, а также повышаеткачество и глубину механической обработки изделий. Также совместными усилиями ВСМПОАВИСМА и Boeing был создан инновационный научно-исследовательский центр титановых технологий»). Отгадайте кого выберут Боинг и «обожающий» Китай Трамп если не для дальнейшего долгосрочного то, как минимум, текущего сотрудничества?
4. Илон Маск (как же без него
). Амбициозная космическая программа, включающая полет на Марс, невозможна без титана. Ну не летают ракеты и самолеты без титана, не летают! Принимаем во внимание факт, что и Европа, и Китай, и Индия также ударились в спутнико-космическую гонку.
5.Вишенка на тортике: Уоррен Баффет. Попалась на глаза информация о приобретении Баффетом производителей комплектующих и запасных частей для авиации. Решил разобраться. Оказывается, Баффет владелец компании частной авиации NetJets. ( Из пресс-релиза указанной компании: «NetJets объявила о сделке на поставку 250 самолетов Embraer Praetor 500 на сумму более $5 миллиардов. Первые поставки ожидаются в 2025 году.») Смотрим п.1: Россия на одну треть обеспечивала потребности американской Boeing в титане, европейской Airbus — почти на 50%, а бразильской Embraer — практически на 100%. Принимаем во внимание, что Embraer — бразильская компания. Бразилия — не просто дружественная страна, а наряду с Россией страна — основатель БРИКС. БИНГО!
Итак, сделаю, следующее предположение: Помимо очевидной потребности в изделиях из титана (не путать с титановой рудой!) со стороны российской оборонной и аэрокосмической отраслей, в изделиях ВСМПО заинтересованы и Штаты, и Европа, и Бразилия. Вероятно, заинтересованы даже персонально Маск (Безос + 1), Баффет и Трамп (ему же Боинг спасать).
Доп. информация о титане из СМИ:
Второй по величине сегмент титанового рынка в России– индустриальный, где основными потребителями титановой продукции являются ОСК, Росатом, а также предприятия химической промышленности, машиностроения и цветной металлургии.Корпорация Росатом в России ведет работу по строительству новых энергоблоков, а также обеспечивает сервис и модернизацию существующих энергоблоков на АЭС. Для справки: для строительства реактора мощностью 1000 мвт требуется около 250–300 тонн титанового проката. Основными проектами, формирующими спрос на титан в судостроительном секторе, являются: строительство специализированных судов ледового класса для освоения Арктики, судов для работы на внутренних водных путях, сторожевых кораблей.
Доп. информация из СМИ о внутренних делах компании:
1. Новость от 30.09.2020 г.: «В цехе механической обработки штамповок Корпорации ВСМПО‑АВИСМА завершилась пуско‑наладка уникального станка. Произведённый по заказу Корпорации на австрийской фирме этот агрегат способен одномоментно производить фрезерные, токарные и сверлильные операции. Универсальный центр предназначен для мехобработки самых больших и дорогостоящих штамповок — заготовок для поршней амортизатора основного шасси нескольких моделей самолётов».
2. Крупногабаритные титановые кольца являются уникальным продуктом, который выпускает ВСМПО‑АВИСМА. Эти кольца применяются при производстве корпусных деталей газотурбинных двигателей в авиационном двигателестроении Токарно‑карусельного комплекс — третий в линейке оборудования, ориентированного на механическую обработку крупногабаритных колец, однако он выгодно отличается от имеющихся 2 станков наличием фрезерной функции, что позволит расширить номенклатуру производимой продукции. Монтаж и пусконаладка станка займёт три месяца. В конце января 2021 года, после тестовых испытаний, станок планируют сдать в эксплуатацию. Завершить проект по расширению участка механической обработки колец и дисков планируется в четвёртом квартале 2021 года. На сегодняшний день с поставщиком согласован комфортный график оплаты оборудования с рассрочкой до 2022 года, позволяющий снизить затраты до момента получения экономического эффекта.
Получается, что вовремя обновили обновили оборудование, что создает дополнительные конкурентные преимущества.
Дивидендами ВСМПО не балует, но при этом нельзя сказать, что дела плохи и денег нет. Заслуживают внимания следующие новости:
1. От 29.02.2024: «Корпорация ВСМПО-АВИСМА планирует направить на благотворительные цели полмиллиарда рублей в 2024 году. В благотворительной программе предприятия есть как постоянные, так и новые статьи расходов. Большую часть инвестиций составят ремонты и модернизация социальных объектов в Верхней Салде»
2. От 20.12.2024 «ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» направит на социальную поддержку сотрудников 2,2 млрд рублей в год. соответствующие положения предусмотрены в новом договоре о корпоративной социальной ответственности работодателя на 2025-2027 гг.
В период действия предыдущего коллективного договора на 2022-2024 гг. они в среднем составляли 1,9 миллиардов рублей»
Друзья, что вы думаете по поводу вышеизложенной информации? Какая информация есть у вас? Поделитесь, не скупитесь