Прежде всего вам нужен план. Как гласит народная поговорка: «семь раз отмерь, один раз отрежь», что подразумевает планирование.
1. Создайте список
Это кажется очевидным, но список вариантов фондов — это базовый фундамент. Прозвучит смешно, но многие стартапы не делают этого или делают это плохо. Используйте любой онлайн Exсel файл, чтобы можно было коллективно следить и вносить правки.
Базовыми столбцами должны быть:
1. Фонд
2. Данные контактного лица
3. Место нахождение
4. Общие знакомые
5. Средний размер инвестиций
6. Статус
7. Комментарии
8. Следующие действия
2. Разбейте на колонки
Разбейте свой список на A,B,C и D колонки/листы по степени важности. В процессе переговоров список будет меняться, но смотрите, чтобы было не больше 10 в каждой колонке, и не более 15-20 потенциальных инвесторов с которыми вы ведете переговоры — они будут в колонках A и B.
В списке A и B должны быть фонды/компании/люди которых вы хотели бы привлечь и которые с высокой вероятностью станут инвесторами. Это сочетание на наиболее вероятных и наиболее желательных инвесторов. В С и D будут инвесторы которые вы бы хотели и те, которые вам отказали сейчас.
3. Постоянно обновляйте список
Самое главное — это постоянно работать над списком и чистить его. Критерии:
1) соответствуют вашей потенциальной сумме сделки
2) профильные — нет смысла предлагать строительному фонду AI стартап
3) география — чем ближе территориально вы к инвестору, тем лучше
4) схожий проект уже в портфеле — если фонд уже инвестировал в схожую идею, то нет смысла тратить на него время
5) инвестиционный опыт фонда — если у фонда уже есть успешный опыт инвестирования в схожие идеи, то он явно вами заинтересуется
Это данные помогут вам по время переговоров, так как почти все инвесторы обращают внимание на то, насколько вы проинформированы о них — это один из их критериев отбора стартапов.
4. Узнайте о партнерах фонда
Нет смысла встречаться с партнером, который не занимается вашей рыночной нишей.
Эти партнеры могут быть:
1) не инвестиционный — это инвестиционные аналитики, которые сами сделки не закрывают, но зачастую их обойти нельзя
2) не активный партнер — это успешный парнер, который не занимается новыми сделками или партнер, который уходит из фонда
3) занятый партнер — это партнер, который уже участвует в более 15 стартапах и у него не так много времени на встречи
4) новый партнер — это партнер у которого есть время, но о нем мало информации
5) активный партнер — это партнер который участвует в нескольких стартапах и именно он вам и нужен
Конечно, эту информацию собрать не просто, но начните с сайта фонда, линкдина и поисковика. Отправьте урезанную версию этого файла друзьям и знакомым, которые могут что-то дополнить.
5. Найдите общих знакомых
Теперь когда у вас есть список фондов и контактные данные их партнеров, не нужно начинать с холодных звонков и емейлов. Сперва постарайтесь найти общих знакомых по работе, по интересам и т.д. Любой партнер фонда в первую очередь будет оценивать вас, а не вашу идею. Идей на рынке много, а людей которые достигают успеха — мало. Другими словами, вы сперва продаете себя, а по телефону или по почте это сделать очень тяжело, и только потом начинаете рассказывать про свой стартап.
6. Продолжайте усердно работать
После того, как вы встретились с активным партнером фонда, успешно презентовали свою идею и договорились начать процесс инвестирования, не стоит думать, что теперь фонд вами заинтересовался и сам все сделает. О вас могут даже забыть и это нормально, но у вас есть контактные данные, чтобы напомнить о себе, ведь теперь настает время деловой переписки и звонков, не говоря об условиях инвестирования, которые еще не раз будете обсуждать на встречах.
Спасибо!