Твоя доминанта
Мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и людях то, чего искал и что заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. АЛЕКСЕЙ УХТОМСКИЙ
Всё меньший и меньший процент от потребляемой нами информации остаётся у нас в памяти. Дело в механике формирования долгосрочных воспоминаний.
Чтобы что-то запомнить, нам необходимо:
• во-первых, повторение того, что мы узнали;
• во-вторых, время покоя, для того чтобы мозг успел обработать полученную информацию и включить её в существующие уже в нём системы знаний.
Мы-лошадь Мюнхаузена: информация из-нас сразу же выливается.
Мы находимся под постоянным прессингом всё поступающей и поступающей новой информации. Мы в каком-то смысле подобны лошади Мюнхгаузена, пытающейся напиться, тогда как вторая половина тела у неё просто отсутствует, и вся выпитая ею вода тут же выливается.
Запоминает информацию мозг. Если анализировать то, что мы запоминаем естественным образом, то можно узнать, что нас мотивирует или волнует, что для нас и в самом деле важно.
Может эту особенность мозга сможем использовать во благо?
Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
Задача этого упражнения — найти область знаний и практик, которые по каким-то причинам находят в вас отклик.
Заведите блокнот и каждое утро записывайте, что помните о вчерашнем дне. Не сами события-действия, а что-то, что вам почему-то показалось в них значимым, что просто запомнилось. Потратьте на это неделю, а то и две.
Теперь выпишите основные пункты. Не составляйте из них списка, расположите эти, так скажем, кейсы по группам, которые ощущаются вами как относящиеся к одному какому-то смыслу, имеют, так скажем, общее по сути. Найдите названия для этих получившихся у вас блоков информации.
Теперь составьте список занятий, которые составляют основную часть вашей деятельности в течение обычного дня.
Сопоставьте:
• то, что вы делаете обычно, на что привычно тратите своё время и силы;
• и то, к чему вас пытается склонить ваш мозг, если верить проведённой вами систематизации ваших спонтанных запоминаний.
Возможно, для того чтобы сблизить вашу регулярную деятельность с тем, что вам и в самом деле хочется, то есть попробовать усилить соответствующую информационную доминанту.
ОДИН ИЗ ТРЁХ ЗАКОНОВ МОЗГА
Три базовых механизма нашей психики:
• принцип «динамического стереотипа» (И. П. Павлов);
• «принцип доминанты» (А. А. Ухтомский);
• принцип «отношения знак — значение» (Л. С. Выготский).
Та жизнь, которую мы живём, — это один большой «динамический стереотип», который состоит из множества небольших «динамических стереотипов», и какие-то из них отвечают за вашу повседневную деятельность. Принцип «отношения знака и значения» объясняет, почему мы зачастую живём не той жизнью, которой бы хотели. «Доминанты» обслуживают самые разные наши интересы, которые зачастую не очень-то и согласуются между собой.
Согласно Алексею Ухтомскому, нейрофизиологическая доминанта способна стать гегемоном и подчинить себе все прочие нервные центры.
В результате такая доминанта сделает вашу деятельность максимально целостной и целенаправленной. И возможно, вы даже узнаете, что такое феномен «потока», о котором Михай Чиксентмихайи рассказывает в своей одноимённой книге.
Доминанта на клеточном уровне - это одновременное и комплексное возбуждение значительного количества связанных друг с другом нейронов.
Встаёт вопрос, как человек может увеличить свою доминанту в том или ином деле? Вполне возможно, что благодаря упражнению «Центр тяжести» у вас обнаружилась какая-то склонность, которая подспудно заявляет вам о себе.
Помочь «доминанте» можно изучая профессиональную, осмысленную информацию по теме, которая вас и в самом деле волнует. Но, чем глубже вы куда-то погружаетесь, тем материал сложнее, тем больше искушение переключиться на что-нибудь более простое, незатейливое. Так проявляет себя эффект «когнитивной нагрузки».
КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА
Психологи-исследователи придумали элегантный способ проверить, чем определяется наша способность сохранять так называемый самоконтроль.
Они пригласили людей принять участие в эксперименте, который участники считали проверкой памяти. Одна часть испытуемых просили запоминать короткие числа. Другим требовалось запоминать семизначные цифры.
Запоминание длинных чисел приводит к выраженной «когнитивной нагрузке».
В перерыве, в буфете, люди, испытывавшие перед этим большую когнитивную, гораздо чаще выбирали шоколадные кексы. И что важно — включая тех участников эксперимента, которые перед этим уверяли, что они на диете и следят за своим весом.
Что это значит? Когда вам приходится сильно напрягать корковые отделы мозга, происходит быстрое их истощение. В результате они теряют способность контролировать подсознательные (подкорковые) импульсы.
То есть когнитивная нагрузка приводит к тому, что в вашем мозгу происходит перераспределение сил: более примитивные, глубокие, эволюционно более древние импульсы берут вверх над всеми прочими.
Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА
Для того чтобы не попасть на эту уловку мозга, определите в сутках час, когда вы будете изучать материал по той самой теме, которая вас увлекла.
• Начните с самых простых вещей: какие-то статьи по теме, ролики на YouTube, журналы специальные, книги. Просто читайте, смотрите. Дайте вашему мозгу приглядеться к теме, которая вас заинтересовала, пусть он её распробует.
• Выписывать в отдельный блокнот какие-то термины, понятия, определения, показатели. То есть помогите вашему мозгу зафиксировать понятия, которые концептуализируют соответствующую тему.
• Наконец, когда соответствующие термины вами освоены, можете переходить к более сложной интеллектуальной работе — созданию факт-карт (технологии, описана в книге «Чертоги разума»).
Этот час позволит вам качественно изменить вашу жизнь. Мотивация без должной содержимой памяти — ничто. Мотивации нужно опираться на знания, информацию. Информационная доминанта — это способ, который позволяет вам, используя новые вводные, пересобрать разрозненные знания о предмете, которые уже есть в вашем мозге, превратив их в целостную функциональную систему.
Эта система будет в вашем мозге, питаться его силой, и сама начнёт рисовать вам тот самый «акцептор результата действия», то потребное будущее.
Полная электронная книга https://t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.
Любопытно, что если слушать Курпатова часто, то можно отметить, что его «учителя» упоминаются в ином порядке (по частоте упоминаний), чем в статье.
Первое место — безоговорочно принадлежит академику Павлову. А вот второе...
Чаще всего, цитируется Лев Семенович Выготский:
А вот, Алексею Алексеевичу Ухтомскому — определено третье место по частоте цитирования и ссылок.В статье — конспект книги Курпатова, к статье вопросов нет. Именно, этот парадокс я и отметил, что автор книги в своих лекциях чаще упоминает Выготского, нежели Ухтомского