Американские аналитики, рассматривая авиакомпании, котируемые на NYSE, выделяют 2 сгруппированных показателя: 1. Кэш, 2. Долги. И это правильно с точки зрения выживаемости компаний. Соответственно, в первую очередь разберем такой подход и нам для этого будет интересным Бухгалтерский баланс.
После разбора отчетности я приведу сравнение с американскими авиаторами.
В активе баланса мельком отмечу выросшие запасы – побольше затарились авиакеросином. Снизилась дебиторка на 7,5 млрд. Меньше стало реализации, меньше и дебиторов соответственно. И как-то поспешили выдать больше авансов. За что авансы? За наземное обслуживание в аэропортах, которого не будет?
Самый интересный показатель — Прочие денежные средства.
И надеюсь большая часть из них — это депозиты краткосрочные. Почему депозиты – в Пояснениях к отчетности за 2019 на стр. 38 говорится о них.
И эти депозиты почему-то почти не приносят доходов. Для сравнения в 1 кв. 2019 сумма таких депозитов составляла 24 млрд., что на четверть больше текущих 17 млрд. В 1 кв. 2019 проценты к получению от депозитов 360 млн. руб., в 1 кв. 2020 всего 140 млн. Доходность ниже в 2,5 раза.
В разделе Капитал и резервы в Пассиве Баланса удручающая картина падения на четверть стоимости чистых активов и дивидендной базы. Если в будущем вдруг будет свободный кэш, то де юро отсутствие нераспределенной прибыли может воспрепятствовать выплате дивидендов. Но до этого нужно еще 3 убыточных квартала, что вполне реально.
На 28 млрд. набрали кредитов погашение которых будет в 2020 году. Долг тотально вырос.
Причем по итогам 2019 – 12 млрд. долга было также и в долларах. Можем предположить, что сейчас 41 млрд. долга также есть в валюте?
Кредиторская задолженность упала на 5 млрд в части авансов полученных, но составляет внушительную сумму 50 млрд. Это те самые предоплаты за авиабилеты, большая часть которых подлежит возврату.
Сумма, подлежащая возврату, примерно составляет 40 млрд., если брать пропорцию годового отчета:
Итак, в отчете РСБУ за 1 кв. 2020 по Аэрофлоту нас меньше должно интересовать падение выручки, рост себестоимости в пропорции, попытки работы менеджмента по урезанию костов или полученный убыток.
Это как говорится всё в цене, и мы с вами видели падение до исторической поддержки на отметке 56 руб. за акцию.
Нас должно интересовать, как и за счет чего компания выживет, насколько быстро восстановится и должна ли интересовать инвесторов отечественная авиакомпания в таких процессах упавшей лягушки в кувшин молока.
Итак, компания имеет 20 млрд. кэша, кредиторскую задолженность 96 млрд., банковский кредит 41 млрд. (вероятно в долларах) и впереди месяцы затрат на консервацию авиапарка, оплаты времени простоя работников.
Какие действия предприняла компания:
«Комментарии по финансовым результатам первого квартала 2020 года в стандартах РСБУ
Беспрецедентное влияние распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на авиацию во всем мире привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях, что полностью нивелировало положительную динамику начала года и значительно ухудшило финансовый результат ПАО «Аэрофлот» в марте.
Постоянные производственные затраты в связи со снижением объемов в марте существенно не изменились, небольшое снижение расходов на лизинг связано с выбытием шести воздушных судов, находившихся в лизинге у ПАО «Аэрофлот», по сравнению с мартом 2019 года. Вместе с тем, расходы на техническое обслуживание и ремонт и вовсе показали небольшое увеличение, что связано с проведением плановых ремонтов в соответствии с графиком. В связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению инфекции были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов, на что были выделены дополнительные средства. В продолжение мер, начатых в 2019 году, ПАО «Аэрофлот» разработаны дополнительные масштабные оптимизационные меры как в отношении производственных затрат, так и по снижению всех непроизводственных статей затрат, включая расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, включая полный отказ от проведения рекламных мероприятий. Сокращение управленческих расходов, дополненное снижением затрат на системы бронирования в результате снижения спроса и закрытия бронирований на ближайшие месяцы, обеспечили совокупное снижение коммерческих и управленческих расходов на 21,8%. Таким образом, резкое ухудшение ситуации в отрасли в марте вследствие распространения коронавирусной инфекции потребовало незамедлительного внедрения целого ряда оптимизационных инициатив, направленных на сокращение чистого убытка, который за первый квартал 2020 года составил 16,1 млрд рублей. Этот результат сопоставим с показателем аналогичного периода 2019 года (16,8 млрд рублей), который был аномально высоким вследствие существенного давления на расходы со стороны топливного и валютного факторов. Ситуация в авиационной отрасли характеризуется крайне сложным состоянием: значительным снижением спроса и бронирований на ближайшие месяцы на фоне ограничений и запретов и ограниченными возможностями по оптимизации постоянных расходов, в том числе в связи с необходимостью сохранения ключевого летного и производственного персонала ПАО «Аэрофлот». Компания проводит реструктуризацию своих обязательств, менеджмент ведет непрерывный диалог с контрагентами об улучшении условий и оптимизации графиков платежей, однако практически полная остановка полётов в апреле приведёт к значительному ухудшению финансового результата по итогам второго квартала».
Итак, компания явно сетует, что нельзя просто так взять и отправить в неоплачиваемый отпуск трудовой коллектив (ограниченные возможности Трудового кодекса РФ + опытные пилоты не простят). Постоянные расходы на ЗП сократились только у менеджмента.
Компания порезала расходы развития (рекламу, консалт, исследования), но при этом попала на дополнительные затраты предполетной подготовки и дезинфекции.
Также намечен путь на уменьшение компании в размерах – отказались от 6 самолетов.
Переведем показатели компании в доллары США по курсу к рублю на 31 марта — 77,7325 руб. за $.
Компания имеет 20 млрд. руб. кэша (257 млн. $), кредиторскую задолженность 96 млрд. (1,235 млрд. $), банковский кредит 41 млрд. (527 млн. $). Кэш 257 млн. $ против обязательств 1,762 млрд. $. Кэша хватит только на выплату зарплаты за несколько месяцев.
«Исходя из доли рынка в 48%, «Аэрофлот» может рассчитывать на ₽11 млрд из ₽23 млрд господдержки» — пишут СМИ. А это чуть более 141 млн.$ из 295 млн.$. Таким образом, кэша будет меньше 400 млн. $ и к обязательствам это пропорция 1:4.
Delta Air Lines:
«37 000 наших сотрудников вызвались взять неоплачиваемый отпуск. В совокупности эти действия позволят сэкономить около 550 миллионов долларов только за июнь. Более 1/3 нашей рабочей силы ушли в добровольные неоплачиваемые отпуска продолжительностью от 30 дней до 1 года, что является серьезной личной жертвой, за которую я буду всегда благодарен. Это помогает сократить наш ежедневный приток денежных средств, который начался со 100 миллионов долларов в день в марте, до 50 миллионов долларов в день, начиная со следующего месяца в мае.
В понедельник мы получили 2,7 млрд долларов из 5,4 млрд долларов, которые ожидаются в течение следующих нескольких месяцев. Из этой суммы3,8 миллиарда долларов — это прямая помощь, а 1,6 миллиарда долларов — это необеспеченный 10-летний кредит под низкий процент. Если вы объедините это облегчение с нашими действиями на рынках капитала и нашим агрессивным управлением затратами, мы ожидаем, что в конце квартала июня будет ликвидность не менее 10 миллиардов долларов.
Мы также имеем право на обеспеченный кредит на сумму 4,6 млрд. Долларов США в соответствии с Законом CARES. Хотя мы планируем подать заявку на этот кредит позднее в этом месяце, чтобы зарезервировать свое место, у нас есть несколько месяцев, чтобы определить, возьмем ли мы эти средства и примем ли кредит».
While United, Delta, and Southwest now appear to have sufficient liquidity, American seems to be in a more precarious spot, according to J.P. Morgan analyst Jamie Baker.
Как видим у Дельты и в целом американских авиаторов ситуация под контролем. Они отправили в административные отпуска персонал (их система позволяет получать сразу пособия от фондов занятости в таких случаях – их соц.взносы сразу видно куда и на что идут, ставка как у нас) и получили субсидии.
Такая же ситуация по безвозвратной субсидии со всеми авиакомпании в США – прямая помощь государства свыше миллиарда (для годовой прибыли в 3,6 млрд. за 2019 это существенный плюс, когда компания ничего не делает, а просто цифрует поступивший кэш в 3,8 млрд. как профит от поддержки по программе CARES). Аэрофлот получит только треть годового профита.
Southwest Airlines тоже получила отличную помощь, несмотря на то, что у нее кэш превышал долг до падения и она была самой лучшей в части подготовки к кризису, поэтому сложились акции ее всего в 2 раза, по сравнению с другими кратными падениями.
Баффет начал продавать Delta и Southwest Airlines начиная с 3 апреля. Он сократил портфель до чуть ниже 10% по каждой. Эксперты связали это с требованиями законодательства США к мажоритариям — раскрывать сделки с акциями «незамедлительно» (как мне «нравится» их оценочный юридизм!). Но Оракул из Омахи тупо сливал в рынок. Далее компания Дельта на конф-колле анонсировала информацию о помощи в 3,8 млрд. Акции набрали за три дня почти 30%, но Уорен добил их в четверг и пятницу в мае. В субботу мы узнали, что он слил весь сектор без остатка! Он ранее (в 2008) уже зарекался заходить в авиаторов, но не сдержался (буквально в 2019) и как видим не усидел.
Для себя по Аэрофлоту – вне позиции. Лонг безпрофитный в течение 2-3 лет натужного восстановления, когда международные рейсы и направления могут занять хорошо субсидированные америкосы, которые быстрее вылезут из ямы. Про дивиденды забываем. Точка входа 30-40, но еще раз поразмыслив. Доп. эмиссия и размытие реальны. На иностранных инвесторов можно не рассчитывать. У них под боком Дельта за доллары, и прочие авиаторы. Но и акции шортить я не буду, опасно.
Жду отчетность по МСФО, от которой не будет сюрпризов. Победа не летает. Дочки наверняка в более удручающем положении. Аэрофлот хотя бы туристов вывозил.
Все, кто близок к Правительству (вдруг) покажите примеры поддержки в США. Аэрофлот нужно срочно глубоко финансировать.
Авиакомпании объявляют об уволнении персонала чтобы выжить.
Последствия уже катастрофичные, что будет к концу года можно только гадать.
По поводу покупки по какой-то цене. Возможно, Баффет прав и бизнес изменился, потому что
1) "внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов, на что были выделеныдополнительные средства";
2) вероятно, будут введены меры социальной дистанции, что хорошо прорежет места, а следовательно, количество пассажиров на рейсе;
3) психологические проблемы при пользовании самолетами, а также большая вовлеченность средств дистанционной коммуникации вместо командировок;
4) сильный рост цен из-за п.1 — 3, что сильно скажется на спросе.
В сухом итоге п.1-4 говорят, что хрен мы увидим скоро выручку авиа компаний на прежнем уровне, не говоря уже о прибыли. В общем компании становятся планово убыточными на года. Поэтому лучше сюда не входить.