В комментариях к прошлой записи были вопросы о штрафах за сокрытие зарубежных брокерских счетов. Мы решили подробно раскрыть и эту тему.
Начнем с сочетаний дат и событий. Как многим уже известно, с 1 июля 2015 года Российская Федерация присоединилась к Совместной конвенции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и Совета Европы о взаимной административной помощи по налоговым делам. Вследствие чего ФНС России уже имеет возможность направлять налоговые запросы в более чем 90 стран и юрисдикций, включая офшоры.
В 2017 году была введена в эксплуатацию общая для всех стран система для взаимного обмена сведениями об иностранных счетах, имуществе и активах иностранных налоговых резидентов в налоговые органы стран, резидентами которых они являются. Напомним, что налоговым резидентом может являться и иностранный гражданин. Для этого ему достаточно находиться на территории РФ от 183 дней за календарный год.
К вышеупомянутой системе ФНС России подключилась в 2018 году и начала получать указанные сведения на тот момент преимущественно из офшоров в электронном систематизированном виде.
Количество офшоров ограничено. И понятно, что следующий шаг налоговиков – это выявление всех остальных владельцев иностранных счетов и иностранных доходов. Это было возможно и раньше путем направления запроса через интерпол, ответ по которому приходил достаточно быстро, в течение 30 дней. Но процесс был усложнен обоснованием такого запроса. Налогоплательщик должен был как-то «запятнать» свою репутацию добросовестного налогоплательщика, чтобы соответствующие фискальные и иные компетентные органы им заинтересовались. То сейчас грех не воспользоваться возможностью электронного обмена данными и быстрого получения сведений по максимальному количеству налоговых резидентов. Тем более, в августе прошлого года президентом были подписаны изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №ФЗ-173. Кроме того, план по наполняемости бюджета налоговыми отчислениями от физических лиц никто не отменял!
Что же это значит? А значит это то, что с 01.01.2020 г. у физических лиц, в частности у инвесторов, появилась ОБЯЗАННОСТЬ информировать (уведомлять) налоговую об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов, открытых в иных иностранных организациях финансового рынка (ч.1-2 ст.12 ФЗ-173). В первую очередь это важно для владельцев брокерских счетов и счетов в платежных системах.
*Перечень организаций, которые в соответствии с действующим законодательством РФ относятся к иным финансовым организациям, приведен в п.1 ст.3 Федерального закона N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
*Наиболее распространёнными платёжными системами являются Vialet, PayPal, E-payments, Payoneer, Paysera, TransferWise, SatchelPay, Webmoney, и др.
И если раньше достаточно было проинформировать о наличии счета, открытого в иностранном банке, то сегодня этого уже совсем недостаточно. Законодательство ужесточается. И несмотря на то, что пока в КОаП не предусмотрена отдельная ответственность на непредставление или нарушение сроков представления информации о счетах в иных организациях финансового рынка, никто и ничто не помешает фискальным органам применять уже имеющиеся статьи КОаП, НК и УК РФ в текущем варианте.
Пока опустим вопросы тонкостей декларирования информации о таких счетах, движения денежных средств по ним и доходах. Обратим внимание на риски, а именно возможные штрафные санкции за нарушение действующего законодательства РФ в рамках обсуждаемого вопроса:
– за непредоставление резидентами декларации. За каждый месяц (но не более чем за полгода) просрочки подачи сведений взимается 5% от суммы подлежащего уплате налога, но не менее 1000 руб. (п.1 ст. 119 НК РФ);
– за неуплату налога, как полную, так и частичную, взимается штраф в размере 20% от неоплаченной суммы налога; а если будет доказано наличие умысла – 40% (п.1, п.4 ст.122 НК РФ);
– за просрочку оплаты налога начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования от суммы недоплаченного налога за каждый день просрочки платежа; ограничений по размеру пеней нет (ст. 75 НК РФ);
– за нарушение срока информирования о счете в иностранном банке (об открытии, закрытии, изменении данных или же за несоблюдение установленной формы уведомления) предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб., если данные были предоставлены самостоятельно с нарушением срока предоставления сведений; и от 4000 до 5000 руб., если сведения о факте открытия, закрытия или изменения реквизитов поступили в налоговую из другого источника (п. 2–2.1 ст. 15.25 КОаП РФ);
– за неподачу и несвоевременную подачу отчета о движении средств на зарубежном счете, размер первичного штрафа составит от 300 до 3000 руб., при повторном нарушении – 20 000 руб. (п.6-6,5 ст.15.25 КОаП РФ).
И все бы ничего. Ну, забыл задекларировать доход, ну, доначислили налог, ну, заплатил штраф в размере 20 – 40% от суммы налога и пени за просрочку оплаты все того же налога. Но нет. Все дело в том, что рассматривать вопрос иностранных доходов и иностранных счетов нужно гораздо глубже, ибо данный вопрос граничит с законодательством в области валютного контроля, противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, контролируемых иностранных компаний, а также правил раскрытия бенефициарных собственников. А это уже риск признания всех валютных операций по всем иностранным счетам (и по зачислению, и по списанию) НЕЗАКОННЫМИ. И вот здесь в соответствии с п.1 ст.15.25 КОаП РФ штраф для физических лиц может составить уже от 75 до 100% от совокупной суммы всех операций по иностранному счету.
Открыл брокерский счет, перевел на него 1000 USD, забыл уведомить об открытии и о движении, получи штраф 1000 USD, да и еще в эквиваленте в рублях. И здесь уже инвестор не сможет ничего ни объяснять, ни доказать, даже если дохода за отчетный год совсем не получил.
И всего-то налоговикам нужно доказать, что инвестор не сообщил о наличии у него брокерского счета, а значит скрыл, и это в свою очередь является сокрытием возможного дохода и соответствующего налога. И вот уже инвестор рискует быть признан виновным в умышленном уклонении от уплаты налогов и понести наказание в соответствии с УК РФ (ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»).
Наконец, подходим к тому, что скрыть инвестору наличие брокерского счета будет практически невозможно, а вот налоговому инспектору отследить движение денежных средств на брокерский счет и обратно наоборот, будет очень легко.
Вот всего несколько фактов, которые существенно упрощают налоговикам проверку налогоплательщиков на сокрытие доходов за рубежом:
В распоряжении наших госорганов сегодня имеется множество различных инструментов, которые позволяют отслеживать и проверять достоверность предоставляемых нами данных. Большинство из них технические, т.е. обработка информации производится автоматически с минимальным использованием операционного ручного труда, а иногда и вовсе без него. Возжелав сэкономить на налоге сегодня, вы рискуете впоследствии не только понести расходы на тот же сэкономленный налог, штраф и пени, но и потерять возможность использовать возможные убытки для уменьшения доходов к налогообложению в будущих периодах. А также заполучить прицепом уголовную ответственность.
Поэтому наша рекомендация всегда сводится к тому, что количество внимания со стороны налогового органа должно быть минимальным. И точно не стоит самостоятельно инициировать какие-либо проверки в свой адрес, чтобы проверить кто умнее. Работайте и зарабатывайте в рамках правового поля с соблюдением действующего законодательства РФ. Декларируйте доходы и налоги своевременно. Уведомляйте об открытии/закрытии брокерских счетов в установленном порядке. Обращайтесь только к экспертам, которые помогут подготовить отчет и разобраться в нем.