Я уже рассказывал ранее о Nikola, которая не произвела ни одного автомобиля, но при этом её рыночная капитализация составляет более чем $20 миллиардов, наравне с Ford Motors, который имеет огромные производственные площадки по всему миру и продает миллионы автомобилей каждый год.
Чтобы вы понимали, российский Яндекс сейчас имеет такую же капитализацию.
Я до сих пор задаюсь вопросом: это невероятный хайп и пузырь или это бешеные перспективы и назревающая революция?
Дело в том, что компания Nikola, по заявлениям её гендира и создателя Тревора Милтона, обладает технологиями и разработками, достаточными для того чтобы уже скоро начать производить два типа автомобилей: на электрической тяге (BEV, 2021) и на водородном топливе (FCEV, 2023).
И вот вчера вышло интересное расследование от компании Hindenburg Research под названием «Никола: Как использовать океан лжи в партнерстве с крупнейшим автопроизводителем в Америке», и этот пост будет содержать цитаты из расследования.
1. Nikola опубликовала видео под названием «Nikola One in Motion» 25.01.2018, в котором был показан грузовик, движущийся по дороге на высокой скорости. Наше расследование этого места и текстовые сообщения от бывшего сотрудника показывают, что видео было тщательно продуманной уловкой: Nikola отбуксировала грузовик на вершину холма на удаленном участке дороги и просто заснял, как он катится с холма.
2. В октябре 2019 года Nikola объявила, что произведет революцию в индустрии аккумуляторов. Это должно было быть осуществлено посредством ожидаемого приобретения технологии от какой-то неизвестной скрываемой компании, но сделка сорвалась впоследствии. Когда Nikola поняла, что эта технология была бесполезной, а президенту той аккумуляторной компании за несколько месяцев до этого было предъявлено обвинение в том, что он обманул NASA, стало понятно, что революцию придется производить своими руками или не производить вовсе.
Компания Nikola никогда не признавала этого поражения, касающегося ее аккумуляторной технологии. Вместо этого Тревор продолжал публично рекламировать технологию даже после того, как узнал о вышеуказанных проблемах. Революционной аккумуляторной технологии никогда не существовало — и теперь Nikola планирует использовать аккумуляторную технологию от General Motors.
3. Недорогой водород — залог успеха бизнес-модели Nikola. В своей презентации перед сотнями людей и в многочисленных интервью Тревор заявил, что ему удалось снизить стоимость водорода на 81% по сравнению с аналогами и что он уже производит водород. Nikola не производила водород ни по такой цене, ни по какой цене, как он позже признался под давлением СМИ.
[похоже, что дешевого и доступного водорода все-таки не будет]
4. Тревор назначил своего брата Трэвиса «Директором по производству водорода / инфраструктуре» для наблюдения за этой важной частью бизнеса. Предыдущий опыт Трэвиса, похоже, в значительной степени состоял из работ по бетонированию при строительстве дорог и выполнения субподрядных работ по ремонту домов на Гавайях.
Создатель Nikola пристроил своего родного брата в теплое местечко на многомиллионную зарплату. До этого Трэвис работал в строительной компании Worthington Industries (9 месяцев) и самозанятым ремонтником на Гавайях (10 лет).
Трэвис Милтон, Директор по производству водорода / инфраструктуре, ключевого направления многомиллиардной Nikola Motors за работой за год до назначения на высокий пост.
5. Заявления о владении энергопроизводящими активами для Nikola - не новость. Тревор утверждал, что в штаб-квартире Nikola на крыше установлены солнечные панели мощностью 3,5 мегаватта, производящие энергию и использующие собственную технологию. Аэрофотоснимки крыши и более поздние сообщения СМИ показывают, что предполагаемых панелей не существует.
6. В какой-то момент Nikola заявила, что владеет собственными газовыми скважинами. В документации компании нет доказательств, подтверждающих это. В конечном итоге материалы были незаметно удалены с сайта Nikola.
7. Тревор утверждает, что Nikola разрабатывает все ключевые компоненты самостоятельно, но они, похоже, просто покупают или лицензируют их у третьих лиц. Один пример: мы обнаружили, что Nikola на самом деле покупает инверторы у компании Cascadia. В видеоролике, демонстрирующем инверторы собственного производства, Nikola скрыла этикетку Cascadia с помощью куска малярной ленты.
Это оборудование от Cascadia Motion было выдано за собственную разработку. Шильдик залеплен изолентой.
8. В подкасте в июле 2020 года Тревор сказал о грузовике «Tre» Nikola: «5 единиц сойдут с конвейера прямо сегодня в Ульме, Германия». Представитель Bosch, производственного партнера, производящего грузовики, подтвердил в сентябре, что они еще не производили грузовиков.
Nikola Tre и очень похожий Iveco. Совпадение, не иначе.
9. Hindenburg Research располагает закулисными фотографиями (в дополнение к скриншоту с презентации), показывающими, что у Nikola был протянут электрический кабель из-под сцены в грузовик, чтобы ложно заявить, что электрические системы Nikola One полностью функционируют. Расследователи узнали из электронных писем и интервью с бывшими партнерами, что у Тревора были художественные трафареты «H2» и «Zero Emission Hydrogen Electric» на стороне Nikola One, несмотря на то, что он вообще не имел водородных возможностей; он был построен с использованием баллонов природного газа.
10. В 2019 году Nikola представила версию своего внедорожника «следующего поколения». Расследователи узнали, что он был списан через несколько недель после показа из-за производственных проблем. Затем работы по изменению дизайна были незаметно переданы на аутсорсинг.
Таких багги, к сожалению, мы не увидим в реальности
11. Много разрекламированная многомиллиардная книга заказов Nikola переполнена чепухой. Сообщается, что на US Xpress приходится треть всех заказов, что составляет ~3,5 миллиарда долларов заказов.Но у небольшой компании US Xpress просто нет и не будет столько денег: в прошлом квартале у US Xpress было всего 1,3 миллиона долларов наличными на счетах (что в 2700 раз меньше) и ни слова про заказы Nikola.
12. Ключевые партнеры и сторонники Nikola агрессивно обналичивают деньги. Worthington, Bosch и ValueAct продали все свои акции. Worthington продал на 237 миллионов долларов акций за 2 дня в июле и еще на 250 миллионов долларов в августе. Расследователи думают, что они точно знают, что такое компания Nikola, и ожидают, что по мере того, как «партнерство» Николы с GM повысит стоимость акций, ключевые держатели будут продолжать продавать остатки акций.
13. Сам Тревор позаботился о том, чтобы не потерпеть крушение вместе с кораблем. Он обналичил 70 миллионов долларов во время IPO и изменил срок блокировки оставшегося пакета акций с 1 года до 180 дней (IPO состоялось в начале июня). Если его увольняют, его акционерное вознаграждение немедленно передается, и он имеет право получить ещё 20 миллионов долларов в течение двух лет. Милтон заложил основу для извлечения сотен миллионов из Nikola.
Nikola включена в листинг Санкт-Петербургской биржи. Де факто она до сих пор не торгуется, но вполне вероятно, что скоро начнет. Имейте всё вышенаписанное ввиду, осознавайте огромный риск того, что компания является мошеннической, не совершите ошибку.
Источник — мой Телеграм канал. Переводил сам с не влияющими на контент собственными вставками и пояснениями.
По теме: имхо, быстро не сдуют, будут хайпить тему еще долгое время. Может даже выкупит их кто, те же Теслы.
А сегодня на Блуме вышло
-
www.bloomberg.com/news/articles/2020-09-10/nikola-declines-as-short-seller-accuses-ev-maker-of-deception
По ссылке репорт (вышел вчера) и 53 вопроса основателям. Да, очень похоже на то, что то, что вся эта компашка — фрод. Собственно на репорте по ссылке (а не из-за этого поста на смартлабе) бумажка сделала устремилась вниз сразу после резкого рывка вверх. Сам пост не плох, зря не даете ссылку на источник
Апд: Пардон, ссылку на источник вижу, надо лучше читать. Если бы вчера прошла инфа, то сегодня можно было бы заработать 15% на шортах. Но спасибо в любом случае. Очень полезно
И в конце поста:
Жду извинений за такой наезд.
Это меня могут всякие мудаки перепощивать и в подкастах мои статьи начитывать без ссылок — такое бывает. Я к таким мудакам не причисляюсь
«Апд: Пардон, ссылку на источник вижу, надо лучше читать. Если бы вчера прошла инфа, то сегодня можно было бы заработать 15% на шортах. Но спасибо в любом случае. Очень полезно»
Еще раз извиняюсь за невнимательность и благодарю за полезный пост
Предвижу еще грандиозный write off и скандал в GM, или попытку отменить сделку по покупке пакета Николы через суд
Еще один повод осторожно подбирать Теслу на падении, у них все что обещают — работает. Года на три позже, чем обещано, но работает
https://coinmarketcap.com/currencies/polkadot-new/
Существует с 20 августа 2020 года.
Ничего не производят, не изобретают, не представляют.
Капитализация — $3 856 221 838 USD
За сегодня оборот торгов — $721 048 289 USD
они и не обязаны производить ничего, если это блокчейн система
То ли ещё будет! А объемы интересантов так обхохочешься