В 2014 году, шесть лет назад Россия ввела продовольственное эмбарго против ряда недружественных стран. Они потеряли возможность поставлять на наш рынок продукты питания. С этого времени началось большое импортозамещение в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Началась диверсификация экономики, рост тех её направлений, которые на связаны с добычей полезных ископаемых.
Примечательная таблица на эту тему. Доля сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания в составе российского экспорта. Ничтожные 1,8% в начале нулевых. 3,2% в 2013 году и 8% за 7 месяцев текущего года. К цифрам надо относиться аккуратно. В этом году у России резко упал нефтяной экспорт. Мало того, что снизилась цена нефти, так ещё и упали сами объёмы продаж. Спрос на топливо ужался до небывало низких величин из-за пандемии. Поэтому не стоит удивляться тому, что доля агропромышленных товаров в структуре экспорта возросла.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Посмотрим на абсолютные значения в долларах. В этом году Россия экспортировала сельхозсырья и продуктов питания на 14 млрд 700 миллионов долларов. Это на 16% больше, чем за такой же период прошлого года. А импорт такой же группы товаров составил 16 миллиардов 800 миллионов рублей. Он упал за этот период на полтора процента.
Как видим, у России по-прежнему по продовольствию отрицательное сальдо внешней торговли. Закупаем больше, чем продаём, но год за годом ситуация улучшается. Ещё чуть-чуть поднажать, и экспорт превысит импорт. Если бы не продовольственное эмбарго 2014 года и политика импортозамещения, мы бы и дальше были глубоко дефицитны по этому важному направлению. А так глядишь, Россия скоро станет чистым донором продовольствия для остального мира.
-----
В структуре сельскохозяйственного экспорта есть примечательные сдвиги. Экспорт растительного масла (а также сопутствующих жмыха и шрота) догнал экспорт зерновых культур. Это важно, потому что в масле более высокая добавленная стоимость. Это не сырьё, а готовый продукт глубокой степени переработки. Торговать им выгоднее, чем зерном. В производственной цепочке участвует больше людей, полезная нагрузка на экономику оказывается выше.
Россия экспортирует несколько видов масла. Среди них рапсовое и соевое, но главные объёмы идут всё-таки по подсолнечнику. Россия продаёт этот товар в 75 стран мира. Наши крупнейшие клиенты – Иран, Турция, Китай, Египет, Индия. А главный конкурент – Украина. Она занимает первое место в мире по производству подсолнечного масла, а Россия – второе.
Для справки отмечу, что жмых – это семечки, из которых прессом выдавлено масло. Шрот – почти то же самое, семечки без жира, но образуется он по другой методике. При ней масло извлекают химическим способом. И то и другое – ценный корм для сельскохозяйственных животных, птиц и рыб. В нём изобилие белка. Это ходовой товар как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Кстати, подсолнечное масло может в России заметно подорожать. И успехи экспортёров – одна из причин этого. Меньше товара останется внутри страны. В этом году по подсолнечнику ударила засуха, урожай вышел на четверть хуже предыдущего. На экспорт масло по-прежнему уходит на ура, проблем со сбытом нет. Подорожавший доллар делает экспорт более выгодным, чем насыщение родного рынка.
У трейдеров остаётся большое искушение продавать в другие страны, а свои прилавки будут обделены. В итоге в условиях лёгкого дефицита цены внутри России неизбежно поползут вверх. По мнению аналитиков, бутылка растительного масла на полке рискует подорожать на 20%.
Цены по России в сентябре этого года уже были на 7% выше, чем в сентябре прошлого. Скорее всего, это только начало роста. Ведь нового урожая подсолнечника теперь придётся ждать целый год. В Крыму дешевле, чем в среднем по стране. Сказывается наличие собственных производителей масла, а также близость других заводов юга страны. У нас подорожание тоже произошло, но в меньшем масштабе – на 4%.
-----
Ещё одна яркая страница российского импортозамещения – производство сыра. В 2014-2015 году отсутствие на прилавках европейских продуктов ощущалась довольно остро. Но вскоре отечественные игроки наладили собственный бизнес и заняли эту нишу. Моцарелла, маскарпоне, горгонзола, рикотта, пармезан, — всё это начали делать и у нас. Взяли у европейцев технологию, оборудование, нередко и специалистов, и стало получаться. Ну и плюс увеличили производство тех сыров, которые в России и так всегда умели готовить.
В итоге отрасль растёт как на дрожжах. Результаты заметны и в мировом масштабе. Россия находится на 3 месте в мире по производству сыра после Евросоюза и США.
Сырный баланс выглядит так. Производство 1 миллион тонн, потребление 1 миллион 255 тысяч. То есть выйти на самообеспечение всё ещё не удалось. Нехватку приходится закрывать с помощью импорта. Он составляет 255 тысяч тонн. Не так много по сравнению с былыми временами, когда на наших полках хозяйничали иностранные продавцы.